В.А. Мейдер,
д. философ. н., проф.
Волжский гуманитарный институт
Волгоградского государственного университета
E-mail: v.meider@yandex.ru
Предпринята попытка выявить сущностные общетеоретические характеристики понятий «гуманизм», «гуманитарное знание», а также определить их носителей, обосновав тем самым авторскую гипотезу о том, что таковые выступают необходимым условием устойчивого развития общества. Выявлены современные образовательные тенденции, формирующие определенные общества в процессе гуманизации и гуманитаризации образования. Определена особая роль интеллигенции и интеллигентности в разрешении образовательных проблем. Автор делает вывод о том, что новые экологические реалии и нравственные проблемы, порождаемые современными технологиями, а также экономические и политические кризисы служат вызовами планетарного масштаба, ответы на которые могут быть получены только в рамках международного сотрудничества на основе новой формы гуманизма, гуманитарного знания и межкультурного диалога ученых.
Ключевые слова: принцип «вызов-и-ответ», гуманизм, гуманитарное знание, духовная культура, образование, гуманизация и гуманитаризация образования, интеллигентность, личность педагога.
Литература
1. Горький М. Страницы истории: книга для чтения с комментариями. — М.: Русский язык, 1991.
2. Дорошенко В.А., Москаленко М.Р. Дисциплина «Концепции современного естествознания» в современной системе высшего гуманитарного образования // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 5.
3. Запесоцкий А.С. Философия образования и проблемы современных реформ // Вопросы философии. — 2013. — № 1.
4. Запесоцкий А.С. Российский интеллигент — идеал воспитания современного специалиста // Вестник Северо-Западного отделения РАО. — СПб.: СПб ГУП, 2001.
5. Запесоцкий А.С. Образование и культура: проблемы российской модернизации // Социология образования. — 2010. — № 7.
6. Лихачёв Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. — 1990. — № 4.
7. Лихачёв Д.С. О русской интеллигенции // Новый мир. — 1993. — № 2.
8. Наливайко Н.В., Ушакова Е.В. Образование и наука в обществе ХХI в. // Философия образования. — 2013. — № 6 (51).
9. Писарев Д.И. Пушкин и Белинский // Полное собр. соч.: В 6 т. — Т. 5. — СПб., 1911.
10. Платон. Сочинения: В 3-х т. — Т. 3. — Ч. 1. — М.: Мысль, 1971.
11. Словарь античности. — М.: Прогресс, 1994.
12. Тойнби А.Дж. Постижение истории. — М.: Прогресс, 1991.
13. Цицерон Марк Туллий. Избранные сочинения. — М., 2000.