Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

О.А. Козырева. Теоретико-методологические подходы к разработке концепции инклюзивного образования. С.11-17

1,00 ₽

 

О.А. Козырева,

к. педагог. н., доц.

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

E-mail: kozyrevaoa@mail.ru

 

Представлены теоретико-методологические подходы к разработке концепции инклюзивного образования, закрепленного и гарантированного Конституцией РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Реализация права на образование является предпосылкой успешной социализации человека. Получение качественного образования — гарантия дальнейшего трудоустройства, участия в общественно-политической жизни, реализации личных, экономических и иных прав. В связи с этим дано авторское определение инклюзивного образования, разработана методология такового с выявлением индекса инклюзии. Классифицировано понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Охарактеризована инклюзивная образовательная среда, выявлен подход к исследованию потребности в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Построена структура модели организации инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, концепция инклюзивного образования. 

Литература

  1. Денискина В.З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения // Дефектология. — 2012. — № 6. — С. 17?24.

  2. Козырева О.А. Равный доступ // Директор школы. — 2014. — № 2. — С. 98?103.

  3. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. — 2014. — № 1. — С. 112–115.

  4. Малофеев Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. — 2008. — № 1. — С. 71?78.

  5. Малофеев Н.Н. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология. — 2009. — № 1. — С. 5?19.

  6. Мельник Ю.В. Рефлексия индекса инклюзивного образования нетипичных детей в западной и отечественной педагогике // Известия ЮФУ. — 2012. — № 4. — С. 221?226.

  7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2001.

  8. Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями. — Уфа, 2011.

  9. Фуряева Т.В. Интеграция особых детей в общество // Педагогика. — 2006. — № 7. — С. 29?37.

  10. Ainscow M. Understanding the development of inclusive schools. — Lnd., 1999.

  11. Ainscow M., Booth T., Dyson A. Improving schools, developing inclusion. — Lnd., 2006.
  12. [URL]: www.csie.org.uk/publications/inclusion-index-explained.shtml