В.П. Мусина,
к. психолог. н., доц.
кафедры общей и дифференциальной психологии
Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
E-mail: psyhologies05@mail.ru
Представлен анализ феномена психологических защит у студентов-первокурсников. Выявлены основные типы психо-защитного темперамента. Раскрыты новые взаимосвязи механизмов психологических защит, ранее не представленные в научных исследованиях, посвященных данной проблеме. Показаны результаты эмпирического исследования, проведенного с целью изучения особенностей психологических защит. Выявлены общие характеристики защитных механизмов. Установлена необходимость соответствующих знаний для студентов, определены перспективы использования таковых в образовательном процессе. Сделан вывод о том, что студент-первокурсник, зная свой тип темперамента, сможет научиться управлять собственными психологическими защитами, тем самым добиваясь успехов в обучении на новом этапе своей жизни — этапе освоения высшей ступени образования.
Ключевые слова: психологическая защита, тип темперамента, студенты-первокурсники, высшее образование, эмоциональное напряжение.
1. Бодалев А.А. Психология личности. — М., 2008.
2. Грановская Р.М. Психологическая защита. — М., 2007.
3. Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. — М., 2008.
4. Гулина М.А. Защитные механизмы личности. — М., 2009.
5. Мусина В.П. Изучение профессиональной активности личности. — Саратов, 2014.
6. Трощий А.Р. Психологическая защита. — Ульяновск, 2009.
7. Утлик Э.П. Психология личности. — М., 2008.
8. Фрейд З. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 2009.
9. Хелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 2010.
10. Чумакова Е.В. Психологическая защита личности. — М., 2010.
11. Юнг К. Психологические типы. — СПб., 2007.