Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

А.А. Атоев. Эстетическая категория прекрасного в «Шахнамэ» Абукасима Фирдоуси. С. 97-101

1,00 ₽

 

А.М. Атоев,

к. философ. н., доц., заведующий кафедрой философии

Худжандский государственный университет

им. академика Б. Гафурова, Таджикистан

E-mail: Otella64@mail.ru  

 

Рассмотрена эстетическая категория прекрасного в произведении Абукасима Фирдоуси «Шахнамэ». Проведен анализ передачи содержащихся в «Шахнамэ» многомерных художественно-философских образов. Безусловно, многие эстетические категории в восточном Средневековье еще не дифференцировались от этических категорий: это отражалось в том, что красота выступает во многих событиях «Шахнамэ» как высшее мерило нравственности. Однако мировоззренческие рациональные ориентации Фирдоуси позволили дать достаточно автономную и содержательную интерпретацию категории красоты. Именно через описание красоты мы можем увидеть не только историческую эпоху, которую описывает Фирдоуси, но и его эстетические нормативы, которыми определяется то, что есть красота. Фирдоуси создал прекрасную галерею женского эталона того, каковой красота должна быть, но с условием, что таковая обязательно должна быть дополнена необходимыми внутренними качествами

Ключевые слова: эстетические параметры, космический порядок, красота, критерий отражения реальности, благополучие. 

Литература

1.    Гегель Ф.Г. Работы разных лет. — В 2-х т. — М., 1970.

2.    Илмва Хаёт. — 1992. — № 9.

3.    Курбанмамадов А. Эстетика Фирдоуси. — Ташкент, 2007.

4.    Раджабов М.Р. Фирдоуси и современность. — Душанбе, 1976.

5.    Фирдоуси А. Шахнамэ: В 9-ти т. — Т. 8. — Душанбе, 1999.

6.    Шукуров Ш.М. «Шахнамэ» Фирдоуси и ранняя иллюстративная традиция. — М., 1983.

7.    Чернышевский Н.Г. Полн. собр., соч. — Т. XII. — М., 1949.