А.М. Атоев,
к. философ. н., доц., заведующий кафедрой философии
Худжандский государственный университет
им. академика Б. Гафурова, Таджикистан
E-mail: Otella64@mail.ru
Рассмотрена эстетическая категория прекрасного в произведении Абукасима Фирдоуси «Шахнамэ». Проведен анализ передачи содержащихся в «Шахнамэ» многомерных художественно-философских образов. Безусловно, многие эстетические категории в восточном Средневековье еще не дифференцировались от этических категорий: это отражалось в том, что красота выступает во многих событиях «Шахнамэ» как высшее мерило нравственности. Однако мировоззренческие рациональные ориентации Фирдоуси позволили дать достаточно автономную и содержательную интерпретацию категории красоты. Именно через описание красоты мы можем увидеть не только историческую эпоху, которую описывает Фирдоуси, но и его эстетические нормативы, которыми определяется то, что есть красота. Фирдоуси создал прекрасную галерею женского эталона того, каковой красота должна быть, но с условием, что таковая обязательно должна быть дополнена необходимыми внутренними качествами
Ключевые слова: эстетические параметры, космический порядок, красота, критерий отражения реальности, благополучие.
Литература
1. Гегель Ф.Г. Работы разных лет. — В 2-х т. — М., 1970.
2. Илмва Хаёт. — 1992. — № 9.
3. Курбанмамадов А. Эстетика Фирдоуси. — Ташкент, 2007.
4. Раджабов М.Р. Фирдоуси и современность. — Душанбе, 1976.
5. Фирдоуси А. Шахнамэ: В 9-ти т. — Т. 8. — Душанбе, 1999.
6. Шукуров Ш.М. «Шахнамэ» Фирдоуси и ранняя иллюстративная традиция. — М., 1983.
7. Чернышевский Н.Г. Полн. собр., соч. — Т. XII. — М., 1949.