И.В. Котляров,
д. социолог. н., проф., директор института
E-mail: kotlarov@socio.bas-net.by
С.В. Костюкевич,
к. социолог. н., с. н. с.
E-mail: svkostus@yahoo.com
Н.И. Яковлева,
аспирант
E-mail: an.nata.an@gmail.com
Институт социологии НАН Республики Беларусь
На основе исторического анализа развития советской инженерной школы проанализирована проблема баланса фундаментальной и прикладной подготовки в технических вузах. Показано, что в советской инженерной школе в силу исторических особенностей ее формирования возникло чрезмерное увлечение фундаментальным образованием. Сегодня это создает психологический барьер для поиска нового баланса фундаментальной и прикладной подготовки, необходимого для того, чтобы усилить инновационную продуктивность инженерных вузов. Выявлены основные причины, затрудняющие поиск нового приемлемого баланса между фундаментальной и прикладной подготовкой с целью усиления инновационной продуктивности технических вузов. Обоснован вывод о необходимости надлежащего контроля за качеством инженерных исследований со стороны промышленного сектора (бизнеса).
Ключевые слова: фундаментальная подготовка, прикладная подготовка, современная инновационная стратегия.
Литература
1. Шаттенберг С. Инженеры Сталина. Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы. — М., 2011.
2. [URL]: http://www.emomi.com/download/timoshenko_obrasovanie/
3. [URL]: http://www.almavest.ru/ru/favorite/2012/04/26/299/
4. Взаимосвязь науки, высшего образования и производства в условиях ускорения научно-технического прогресса // Вопросы философии. — 1986. — № 1. — С. 95?110.
5. [URL]: http://en.wikipedia.org/wiki/Massachusetts_Institute_of_Technology
6. О внешнем и внутреннем, или судьбах реформ в высшей школе // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2004. — № 8. — С. 13?18.
7. Белоцерковский О. О Физтехе, о времени и чуть-чуть о себе // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2005. — № 9. — С. 31-35.