Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Государственная итоговая аттестация аспиранта: от формальности к превентиве

В.М. Аникин, Б.Н. Пойзнер
80,00 Р

 

В.М. Аникин,

д. ф.-м. н., проф., декан физического факультета,

почетный работник высшего профессионального образования РФ

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

E-mail: AnikinVM@info.sgu.ru

Б.Н. Пойзнер,

к. ф.-м. н., проф., профессор радиофизического факультета,

заслуженный работник высшей школы РФ

Томский государственный университет

E-mail: pznr@mail.tsu.ru 

       Проанализирована проблема годовой итоговой аттестации в аспирантуре, предусматривающей защиту выпускной научно-квалификационной работы. Анализируя ныне действующую практику стандартной процедуры итоговой аттестации в аспирантуре, авторы ставят вопрос о форме и содержании таковой. Давая ответ на поставленный вопрос, авторы приходят к выводу о необходимости и злободневности совершенствования содержательной наполненности технологии государственной итоговой аттестации аспиранта. Определена основная цель предлагаемого совершенствования. В частности, предлагается при защите аспирантами выпускной квалификационной научной работы давать оценку их общей способности к самостоятельной творческой деятельности как ключевой компетентности. Сформулированы вопросы, способствующие рефлексии аспирантов над своим научным творчеством. Представлен конкретный опыт апробации новой практики в Саратовском и Томском государственных университетах.

       Ключевые слова: творческая деятельность, ментальная функция аспиранта, двойная ролевая игра. 

Литература

1. Аникин В.М., Усанов Д.А. Диссертация в зеркале автореферата. — М., 2013.

2. [URL]: http//:www.dx.doi.org/10.12737/5737

3. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения. — М., 1990. — С. 707–735.

4. Ружиэйро В.Р. Мышление: пятнадцать уроков для начинающих авторов. — М., 2006.

5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. — М., 2015.

6. Полани М. Личностное знание. — М., 1985.

7. Карцев В.П. Социальная психология науки и проблемы историко-научных исследований. — М., 1984.

8. Измайлов И.В., Пойзнер Б.Н. О науке, событиях в истории изучения света, колебаний, волн, об их исследователях, а также глоссы и этимоны. — Томск, 2015.

9. Аникин В.М., Пойзнер Б.Н. Научное руководство аспирантами: «внутренние» и «внешние» регуляторы // Известия Саратовского университета. — Новая серия. Серия «Физика». — 2015. — Т. 15. — Вып. 1. — С. 83–88.

10.  Аникин В.М., Измайлов И.В., Пойзнер Б.Н. Диссертанту о воспринимаемости, числовой оценке и защите научных результатов // Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика. — 2014. — Т. 22. — № 6. — С. 25–34.

11.  Аникин В.М., Пойзнер Б.Н. «Предзащита» диссертации: формальные требования и традиции // Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика. — 2014. — Т. 22. — № 2. — С. 95–102.

 

12.  Аникин В.М., Пойзнер Б.Н. Коммуникативная функция автореферата и уровень лингводисциплинарной компетенции диссертанта // Известия Саратовского университета. — Новая серия. Серия «Физика». — 2013. — Т. 13. — Вып. 1. — С. 80–86.