М.А. Головчин,
к. э. н., н. с.
Институт социально-экономического развития территорий
Российская академия наук
E-mail: mag82@mail.ru
Представлен подробный анализ социально-экономического положе-ния работников общеобразовательных школ — одной из самых уязвимых и подверженных последствиям кризисных явлений в экономике и обществе социально-профессиональных категорий населения. В статье представле-ны некоторые результаты мониторинга социального положения и мате-риального благополучия педагогов школ Вологодской области. Автором приведена методика построения индексов, на основе которой представле-на общая характеристика социального самочувствия представителей учительской профессии. Рассмотрена специфика проявления различных аспектов социального самочувствия преподавателей с различным стажем работы. На основе сделанных выводов представлены рекомендации по во-влечению молодых учителей в организационно-управленческую деятель-ность при участии органов власти, общественных организаций и педаго-гических вузов.
Ключевые слова: образование, реформа, педагог, социальное само-чувствие, оплата труда, социальное настроение, запас терпения, социо-логический опрос.
Литература
1. [URL]: http://www.oecd.org/
2. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Современный российский педагог: эскиз к социологическому портрету. — М., 2014.
3. Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Реформа образования глазами учителей и преподавателей // Социс. — 2014. — № 11. — С. 103–107.
4. Головчин М.А., Соловьева Т.С. Проблемы реформы образования: оценки педагогов // Регион: экономика и социология. — 2012. — № 2 (74). — С. 121–132.
5. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
6. ФЗ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
7. [URL]: http://www.fedstat.ru/indicators
8. Зернов Д.В. Социальные ориентиры и самочувствие российского учительства // Народонаселение. — 2014. — № 4. — С. 43–61.
9. [URL]: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115049
10. Деркачев П.В. Межрегиональные различия в решении задачи повышения заработной платы педагогических работников // Вопросы образования. — 2014. — № 4. — С. 128–147.
11. [URL]: http://www.wciom.ru
12. Шабунова А.А., Леонидова Г.В. Человеческий капитал — индикатор устойчивого развития территории // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2011. — № 5 (17). — С. 101–115.