Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Гуманизация высшего медицинского образования: диалог прошлого и настоящего

К.В. Зорин
80,00 Р

 К.В. Зорин,

к. м. н., доц. кафедры педагогики и психологии

Московский государственный

медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова

E-mail: zkv1000@yandex.ru

 

       Рассмотрены вопросы деонтологического воспитания и духовно-нравственной культуры в процессе обучения в медицинском вузе. Охарактеризовано понятие «нравственность» как основа профессионализма врача. Показана взаимосвязь духовно-нравственной компетентности и профессионального обучения врача. Проанализирована одна из глобальных проблем высшего медицинского образования — проблема создания необходимых условий для духовно-нравственного развития каждого студента, имеющая одинаковую значимость для всех кафедр медицинских вузов. Обоснована необходимость развития у студентов-медиков духовно-нравственной компетентности, рефлексивной позиции, совестливости, милосердия, готовности к самообучению, самообразованию и реализации в лечебной и учебной работе приобретенного в вузе интеллектуального и научно-практического потенциала. Сделан вывод о том, что высшая медицинская школа стратегически должна ориентироваться на подготовку не просто врача-специалиста, а врача-профессионала — мастера врачебного искусства.

       Ключевые слова: профессиональное медицинское образование, духовно-нравственная культура врача, нравственно-просветительская деятельность врача, деонтология, биоэтика, гуманизация.

 

Литература

1. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В., Уколова Е.М., Суворова Е.В. Нравственно-просветительские аспекты деятельности врача-педагога. — М., 2015.

2. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б., Зорин К.В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. — М., 2005.

3. Кудрявая Н.В., Анашкина Е.В., Зорин К.В., Макарова И.В., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б., Уколова Е.М. Психология для стоматологов. — М., 2007.

4. Кудрявая Н.В., Зорин К.В. Введение в духовную культуру врача / Психологические основы деятельности врача: избранные лекции и статьи. — М., 1999. — С. 128–169.

5. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н.Б., Волошина Е.А., Зорин К.В. Педагогика в медицине. — М., 2012.

6. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В. Психология и педагогика в медицинском образовании. — М., 2016.

7. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Суворова Е.В. Проблемы духовно-нравственного развития студентов-медиков // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2012. — № 9. — С. 65–68.

8. Кудрявая Н.В., Зорин К.В. Духовно-нравственная компетентность врача: зарубежный опыт // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 3. — С. 101–105.

9. Зорин К.В. Опыт христианской психологии в современной медицине / Психологические основы деятельности врача: избранные лекции и статьи. — М., 1999. — С. 170–201.

10. Зорин К.В. Педагогические и психологические воззрения Галена на профессиональное образование врача // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2015. — № 3. — С. 106–109.

11. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. — М., 2013.