М.И. Розенова,
д. психолог. н, доц., проф.
кафедры общей, возрастной и педагогической психологии
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
E-mail: profi1234@yandex.ru
Исследована проблема межличностных связей в системе значимых и семейных отношений. Внимание автора сосредоточено на вопросах эмоциональной безопасности в семье и близких отношениях. Выявлены основные формы межличностного эмоционального взаимодействия человека в значимых и семейных отношениях. Раскрыты психологические особенности межличностных манипуляций и эмоционального давления-шантажа. Выделены существенные признаки, линии и механизмы воздействия эмоционального шантажа на личность. Определены критериальные и типологические особенности, показаны динамика и симптомокомплекс эмоционального шантажа в человеческом взаимодействии и отношениях. Раскрыты последствия капитуляции личности перед эмоциональным давлением. Представлены авторские рекомендации относительно того, какими средствами можно противостоять эмоциональному шантажу и манипуляциям.
Ключевые слова: внутренний, мир, эмоциональный шантаж, семейные отношения, давление, манипуляция, воздействие, страх, вина, обязательства, чувства, смятение.
Литература
1. Березина Т.Н. Проблема добра в современной педагогике и психологии // Современное образование. — 2013. — № 1. — С. 126–139.
2. Выготский Л.С. Психология. — М., 2000.
3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. — М., 1997.
4. Пижанков Ю.Н. Специфика манипулятивного воздействия в группе // Психологическая наука и образование. — 2007. — № 5. — С. 243–251.
5. Розенова М.И. Отношения любви в контексте обыденного сознания, развития, обучения, воспитания и социализации личности (теоретическое и экспериментальное исследование проблемы). — М., 2006.
6. Розенова М.И. Феноменология зависти // Психология и психотехника. — 2013. — № 10 (61). — С. 961–972.
7. Розенова М.И., Брантова Ф.С. Психологическая зрелость личности в семантике научного и обыденного сознания. — М., 2014.
8. Розенова М.И., Жучкова С.Е. Психологическое просвещение как источник безопасности образования и жизни // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 5. — С. 50–54.
9. Сергеев А.А. Влияние половозрастных, гендерных и профессиональных различий на склонность к манипулятивному поведению // Вестник Адыгейского государственного университета. — Серия 3. Педагогика и психология. — 2012. — № 4 (109). — С. 134–139.
10. Форуард С. Эмоциональный шантаж. — М., 2006.