Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Мотивационные и жизненно-смысловые аспекты самореализации студентов в процессе вузовской подготовки

Е.Н. Шутенко, Е.П. Акулова
80,00 ₽

 

Е.Н. Шутенко,

к. психолог. н., доц.

кафедры общей и клинической психологии

E-mail: shutenko@bsu.edu.ru

Е.П. Акулова,

аспирант

E-mail: silekat@rambler.ru

Белгородский государственный национальный исследовательский университет 

       Поставлена проблема эффективной вузовской подготовки, решение которой должно способствовать полноценной самореализации студентов в образовательной и социокультурной системе вуза, стимулировать рост их сущностных сил в процессе учебной подготовки и предстоящей профессиональной деятельности. В статье констатируется, что существенные личностные особенности студентов связаны с результативностью их самореализации в ходе вузовской подготовки, зависящей от личностной вовлеченности в процесс обучения, раскрытия потенциала студентов и социальной интеграции в студенческое сообщество. Исследование нацелено на то, чтобы отразить особенности процесса самореализации студентов в обучении через их личностные характеристики. В итоге исследования установлено наличие связи между самореализацией студентов, их стремлением к познанию, целеустремленностью, непротиворечивостью самоотношения и смысловой согласованностью жизни.

       Ключевые слова: самореализация, студенческая молодежь, образовательный процесс в системе высшей школы, личностные особенности, мотивационно-смысловые характеристики. 

Литература

1.       Бауман З. Индивидуализированное общество. — М., 2002.

2.       Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. — М., 1992.

3.       Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 1999.

4.       Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. — М., 1993.

5.       Ситаров В.А., Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Образ современной молодежи в контексте самореализации в вузовском обучении // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 10. — С. 313–326.

6.       Сосновский Б.А. Мотив и смысл: психолого-педагогическое исследование. — М., 1993.

7.       Шутенко Е.Н. Проблема самореализации в вузовском обучении // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2011. — № 7. — С. 33–36.

8.       Шутенко Е.Н., Шутенко А.И. Методика исследования самореализации в вузовском обучении. — М., 2008.

9.       Shostrom E.L. An Inventory for the Measurement of Self-Actualization // Educational and Psychological Measurement. — 1964. — № 33. — С. 207–218.

10.    Spearman C. The Proof and Measurement of Association between Two Things // The American Journal of Psychology. — 1904. — № 15 (1). — С. 72–101.