А.М. Сагдатуллин,
аспирант, инженер научно-образовательного центра
Альметьевский государственный нефтяной институт
E-mail: saturn-s5@mail.ru
Представлен детальный анализ политики и практики создания и развития системы образовательных кластеров в Республике Татарстан на фоне соответствующего мирового опыта. Акцент сделан на институциональном устройстве и принципе «тройной спирали» в развитии кластеров. Выявлены мировые тенденции развития кластеров, дана их подробная характеристика. Представлена общая характеристика кластерного подхода в региональной экономике. Показаны основные образовательные кластеры, существующие в исследуемом регионе. В качестве примера подробно рассматривается образовательный кластер в сфере энергетики, поскольку этот сектор является одним из ведущих в экономике Республики Татарстан. Также разработана авторская модель синергетической экосистемы инновационных образовательных кластеров как основы повышения конкурентоспособности региона.
Ключевые слова: инновационные образовательные кластеры, научно-производственные кластеры, модель «тройной спирали», MIT кластер, синергетическое взаимодействие.
Литература
1. Common Actions for Growth and Employment: The Community Lisbon Programme // COM (2005) 330. — 20.07.2005.
2. Putting knowledge into practice: A broad-based innovation strategy for the EU // COM (2006) 502 final.
3. Porter, E.M. Clusters and the new economics of competition // Harvard Business Review. — 1998. — November. — P. 77–90.
4. Грибоедов А., Завелейский П. Записка об учреждении российской закавказской компании. — Тифлис, 1828.
5. Маршалл А. Принципы политической экономии: В 3 т. — Т. 1. — М., 1983.
6. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики. — М., 2001. — С. 90.
7. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации. — М., 2013.
8. Porter, M., Ketelhohn, N., Artiganave, A., Kelly, J., Krasniqi, M., Gi, M.T.P., Zhang, L. The Massachusetts Higher Education and Knowledge Cluster: The Microeconomics of Competitiveness. — Massachusets, 2010.
9. Etzkowitz, H., & Leydesdorff, L. The Endless Transition: A “Triple Helix” of University-Industry-Government Relations, Introduction to a Theme Issue. — Minerva, 1998. — P. 203-208.
10. 42nd IGIP International Conference on Engineering Pedagogy: The Global Challenges in Engineering Education. — Kazan, 2013. — P. 74.
11. Смородинская Н.В. Смена парадигмы мирового развития и становление сетевой экономики // Экономическая социология. — 2012. — Т. 13. — № 4.
12. Смородинская Н.В. Тройная спираль как новая матрица экономических систем // Инновации. — 2011. — № 4 (150). — С. 66–78.