О.А. Шабанов,
к. педагог. н., доц., заведующий
кафедрой межкультурной коммуникации и перевода
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
E-mail: golfufa@gmail.com
Освещена проблема поиска истинного объекта педагогики на примере анализа компетентностной модели образования с позиции биосоциальной педагогики. Компетентностный подход рассматривается в статье с позиции эволюционного становления биосоциального единства человека и прижизненного формирования у него органа интеллекта. Данная идея служит условием анализа и проектирования образовательных систем и процессов. Именно поэтому рассмотрение компетентностной парадигмы образования в мировом образовательном пространстве делает постановку проблемы сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта в теоретической интерпретации вполне актуальной. В статье также рассматривается единство двух процессов — формирования органа интеллекта и социогенома. Сделан авторский вывод о том, что ноосферная парадигма образования предусматривает своей целью созидание общества интеллекта.
Ключевые слова: орган интеллекта, социогеном, образовательное общество, общество интеллекта, социальное согласование, ноосферное мышление, биосоциальная педагогика.
Литература
1. Анохин К.В. Единая теория для когнитивной науки. Доклад на первой школе для молодых ученых «Горизонты когнитивной науки». — 2014.
2. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. — 1944. — № 18. — Вып. 2. — С. 113–120.
3. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Вопросы психологии. — 1969. — № 1. — С. 3–8.
4. Краевский В.В. Общие основы педагогики. — М., 2008.
5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. — М., 2007.
6. Пассов Е.И. Аналитика как условие развития методической науки. — Елец, 2011.
7. Розанов В.В. Люди лунного света. Метафизика христианства. — М., 1912.
8. Субетто А.И. Образовательное общество — единственная модель ноосферного развития России в XXI веке: внутренняя логика становления / Военный профессионализм: стратегия и перспективы развития в современном обществе. — Новосибирск, 2013. — С. 89–98.
9. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М., 2003.
10. Терегулов Ф.Ш. Социогеном: трудности на пути его изучения и общественного признания // Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № 2. — С. 126–132.
11. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. — М., 2005.