Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРОВ 2000 ГОДА

 

Парламентские слушания. Национальная доктрина образования
 
Губарев А. Российскому образованию – казахстанское «гостеприимство». № 7, 14.
Лазутина Н. О развитии образовательных связей с госу­дарствами - участниками СНГ и Прибалтики. № 6, 3.
Мерзляков Ю. Система образования в Казахстане: состо­яние и проблемы. № 7. 12.
О концепции реформирования образования в проекте про­граммы Правительства РФ (18 ноября 2000 г.): изложение выступлений В.Филиппова, И.Мелъникова, Б.Грызлова, А.Бузгалипа, Б.Немцова, П.Саркисова, Г.Явлинского, Т.Плетневой, А.Рахаева, В.Лившица, В.Башева, Е.Бунимовича, В.Ивер,  А. Шелехова, Я. Кузъминова, О. Смолина. № 11, 3.
Система образования - для укрепления интеллектуально­го и духовного потенциала России (С заседания Полити­ческого консультативного совета): изложение выступлений А.Рыбкина, В.Филиппова, В.Садовничего, А.Емельянова, М.Москвина, Б.Мисника, Ю.Юдинцева, Ю.Яковлева, Н.Никандрова, Б.Мясоедова. № 1, 3.
Слово участникам Парламентских слушаний, посвящен­ных развитию образовательных связей с государствами -участниками СНГ и Балтии (5 июня 2000 г.): изложение выступлений В.Ивановой, В.Нифадьева, А.Глухова, В.Ер­моловой, Е.Охрименко, А.Карамана, А.Щелкупова, И.Ге­ращенко, А.Седоровича, И.Халееаой. № 6, 8.
Слука О. О деятельности Совета СНГ по сотрудничеству в области образования. № 6, 7.
 
VI съезд Российского союза ректоров
 
Садовничий В. Высшая школа России: ориентиры на бу­дущее. № 12, 3.
Павлихин В. Действовать в рамках существующего зако­нодательства. № 12, 10.
Филлипов В. Исторический шанс на обновление. № 12,12.
 
На пороге третьего тысячелетия
Арнольд В. Нужна ли в школе математика? (Тезисы выс­тупления). № 9, 27.
Барблан Л. Значение Сорбоннской декларации: личный взгляд. №10, 12.
Ван дер Венде М. Послесловие к одной дискуссии. № 5, 30.
Всероссийская конференция "Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков" (19-22 сен­тября 2000 г., Дубна). №9. 20.
Добрынина В., Кухтевич Т. Культурные миры молодых россиян. № 10, 19.
Должепко О. Сорбонская и Болонская декларации: информация к размышлению. № 6, 19.
Колин К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение. № 2, 16.
Колин К. Будущее науки: методология познания и образо­вательные технологии. №11,  33.
Панарин А. Жизненный мир и агрессия рациональности. №7, 3; №8, 34.
Пять способов улучшить университетское финансирова­ние (рекомендации КРЕ). № 3, 3.
Свиридеико Ю. и др. О концепции развития сферы серви­са в Российской Федерации. № 5, 25; № 6, 21.
Скотт Питер. Глобализация и университет. № 4, 3.
Сорбонна, Болонья, Прага... № 10, 12.
Тихомиров В. О некоторых проблемах математического образования. № 9, 21.
Хауг Г. Европа будущего: Болонья и далее, № 10, 15.
 
Будущее в настоящем. Человек в точке «Омега»
 
Абдуллин М. и др. "Пепси дженерейшн". № 3, 40.
Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Нор­ма Веры как норма жизни (проблема соотношения между традиционными и либеральными ценностями в выборе личности и общества). № 8, 11.
Колин К. Глобальные проблемы информатизации обще­ства: информационное неравенство. №6, 27.
Лиферов А. Геополитика и реинтеграция образовательно­го пространства стран СНГ. № 1, 15.
Попов О. К истории деградации. № 3, 45.
 
Философия   образования
 
Ильин Г. В «заводях» потока времени. № 9, 30.
Маркарян Э. Традициология как наука о законах транс­формационных циклов жизненного опыта людей. № 3, 34.
 
Образование: ракурсы и грани.   Инновации в образовании
Аитимонов С. Общими усилиями противостоять компью­терному терроризму. №7, 21.
Барбараш Н. и др. Психофизиологические особенности студентов с различными типами "коронарного поведения". №3, 32.
Бердник М. К оценке эффективности образовательных технологий в АПК Алтайского края. № 8, 6.
Билибин Д. Российский университет дружбы народов: некоторые итоги и задачи на будущее. № 9, 3.
Ващенко В. Об инновационности и инновационном обра­зовании. № 6, 23.
Виноградов Б. Научная, научно-техническая и инноваци­онная политика системы образования Российской Федера­ции. №4, 19.
Выродов П., Костенко И. Проблема проблем. №7, 36.
Грабельников А. Между прошлым и будущим. № 3, 27.
Евгений, архиепископ Верейский. О состоянии и перспек­тивах духовного образования. № 9, 9.
Зайцев М. Узкая подготовка или универсальное образова­ние? № 2, 31.
Зволинский В., Воронцова Т. С мыслью о тех, кто придет на смену. №3, 31.
Капустина Е. Платность образования: плюсы и минусы. № 2, 30.
Карабущенко Н. Вопросы психологической дистанции в различных образовательных системах. № 5, 19.
Карабущенко П. Либерализация элитарного образования. № 10, 10.
Клочков Д. Закон и практика. № 5, 20.
Коган Л. Технический университет как форма универси­тетского образования. № 12, 16.
Козлов Г. Новые аспекты государственной научно-техни­ческой политики. № 4, 26.
Колесникова Г. О профессиональном самоопределении. №2, 33.
Косовская-Ратай Ядвига. Студенты Ополя: национальная самоидентификация. № 3, 24.
Кухтевич Т. и др. Студент МГУ: вектор перемен. № 3, 17.
Ленский Б. Издательская система и развитие учебного книгоиздания в России. № 7, 15.
Матушанский Г. К концептуальным основам системы непрерывного образования вузовских преподавателей. № 11, 40.
Мельников И. Актуальные проблемы политики в области образования на современном этапе. № 10, 7.
Миронов В. В координации усилий - залог успеха. №4, 25.
Найниш Л. и др. Можно ли научить рисовать любого? №8, 18.
Несколько слов о состоянии и перспективах развития образования (С пресс-конференции Министра образова­ния России В. Филиппова). № 8, 3.
Никифорова В. Малые образовательные структуры: шаг вперед или повторение пройденного? № 2, 28.
Савельев А. Инновационное образование и научные шко­лы. № 5, 15.
Садовничий В. В поисках нового подхода к развитию образования и производительных сил в России. № 10, 3.
Сатыбалдинова К. Учитель и преподаватель (Восток и Запад: традиции и современность). № 1, 26.
Сидорова А. Студенческое самоуправление: теория и прак­тика. №2, 34.
Сюнтютенко О. Информационные ресурсы и электрон­ные библиотеки: проблемы и перспективы. № 7, 18.
Тюрина Л. Некоторые тенденции в издании учебной лите­ратуры для высшей школы. № 7, 17.
Узунова Т. Об оверхедах, панелях и... указке. № 6. 25.
Узунова Т. "Восток - дело тонкое...". №7, 22.
Федоров И. О содержании, структуре и концепции совре­менного инженерного образования. № 2. 9.
Филиппов В. Приоритеты страны и образование. №4, 17.
 
Образование и рынок
 
Краковский Ю. Прогнозирование и стоимостный анализ рынка образовательных услуг. № 9, 38.
Пугачева Е., Соловьенке К. Эволюционная модель рын­ка труда специалистов. № 6, 34.
Смоленцева А. Чалмер-траст: автономия предпринима­тельской деятельности в системе университетов Швеции (реферат). № 1, 33; №2, 23.
 
В творческой лаборатории   преподавателя
 
Асадуллин Р. Системная   логика   построения    в   вузе педагогических дисциплин. № 12, 19.
Астахова Е. Познавательная активность студентов: поиск форм оптимизации. № 11, 29.
Бутенко И. Что привлекает студентов в учебном процессе? № 1, 21.
Голубева Л. Индуцируя мысль... (Трансцендентальная дидактика М.Мамардашвили). № 3, 12.
Кадель В. Теория принятия решений как связующая для специальных дисциплин (на примере создания электрон­но-механических систем). №2, 14.
Розин В. О мелосе, школе нового типа и "круглом столе". №9, 16.
Ушакова М. На пути к обучающемуся обществу (задачи и технологии). № 4, 9.
Шаповалов К., Шаповалова Л. О курсе "Медицинская помощь при травмах и несчастных случаях". №5, 35.
Яковлев Е., Яковлева Н. О спецкурсе "Управление каче­ством образования". № 7, 30.
Якубов 3. Исламские ценности в этнопедагогике дагестан­ских народов (региональный компонент курса педагоги­ки). №5, 33.
 
Гуманизация   и   гуманитаризация   образования
 
Грабельников А. Свободная студенческая пресса. № 2,42.
Грачев М. культуре русского слова. № 8, 43.
Евсеева А. О судьбе инвалида. № 12, 35.
Ерасов Б. Российская культурология в контексте закры­тия. № 5, 6.
Еровенко В., Михайлова Н. Теорема Геделя и "Онегинс­кий недуг" современного образования. № 4, 32.
ЗуевА. Konspekt odnogo krutogo studenta na odnoi zaboynoy lekzii. №2, 45
Ильина И. Извините за беспокойство. № 2, 42.
Карпенков С. Роль естественнонаучных и религиозных знаний в современном мировоззрении. № 6, 31.
Крахер А. Проблемы сосуществования народов и наци­ональных меньшинств. № 12,  28.
Межуев В. Философия культуры как специфический вид знания о культуре. № 5, 11.
Мисаси Эндо. Между Москвой и Токио. № 2, 44.
Нгоньяни Л. А у нас - не как у вас. № 2, 45.
Полетаева М., Харыбин В. Из дневника молодого учите­ля. № 1,41.
Смыслова М. Математика на филологическом. №2, 43.
Узунова Т. Журналистика и гражданское общество (по материалам конференции). №1, 31.
Флиер А. Апология гуманистики. № 5, 3.
 
СНГ:   вопросы   образования
 
Саидов Мухаммад Али. Некоторые аспекты политики реформирования системы образования в Республике Узбе­кистан. № 12, 23.
Тарапов И. Реальная угроза национальной безопасности Украины. № 7, 26.
 
Наше интервью.   Ретро
 
Билибин Д. Российскому университету дружбы народов - 40 лет. № 2,3.
Гвоздевская Г. Мелодия для флейты. № 4,27.
Голов В. Несколько слов о присвоении званий. № 5, 22.
Искандер Ф. "День жизни отличать от ночи". № 5, 47.
Казначеев В. Саморазрушение? № 3, 48.
Лазутина Г. О чем не стоит жалеть. № 9, 35.
Лотман Ю.: "Полагаю, будущее - за творчеством...". № 4, 46.
Мамардашвили М. Как я понимаю философию? № 2, 36.
 Рапопорт А. Жить в мире и для мира. № 7, 48.
"Тихий американец" (Беседа с профессором Универси­тета штата Огайо Робертом Боуи). № 8, 40.
Шрейдер Ю., Мусхелишвили П., Долженко О. Антропо­логическая катастрофа - причины и следствия. № 8, 37.
 
Публицистика.   Образование и литература
 
Белоконев Г. О ликбезе и российских политиках. № 1, 48.
Долженко О. Социокультурные предпосылки становле­ния новой парадигмы высшего образования. № 10, 24.
Попов О. Поездка в Ефремов. № 10, 38.
Трофимова Г. Гранаты и Гранада. №11, 48.
Шалютин С. Педагогические размышления при чтении Нового Завета. № 5, 43.
 
Прошлое для настоящего.   Страницы   истории
 
Астахина Л. Рукописная картотека словаря русского язы­ка ХI-ХVII вв.: страницы истории. № 7,  33.
Грингмут В. Саровское торжество Православия. № 3, 46.
Иванов А. Педагогическая система святителя Тихона За­донского (очерк). № 6, 39.
Иванов А.Е. К вопросу об установлении факта правопре­емства. № 8, 31.
Иванов А.Е. Ученые степени в Российской империи: исто­ки и начала. № 1, 43; № 2, 46.
Кононова М. Студенческое общество Сергея Трубецкого и "серебряный век" русской культуры. № 4, 39.
Кононова М. Традиции Московского университета: об­щая фраза или реальность? № 12, 38.
О первом на Дальнем... № 8, 21.
Попов О. Хроника одной тяжбы. № 8, 26.
 
История   европейского   университета
 
Вандсрмеш Питер А. Преподаватели (реферат). № 7, 43; №8, 45: №9, 46.
Петерсон О. Университет в ранний период современной Европы: традиции и новации (реферат). №10, 31; № 11,42.
 
Диссертационные   исследования
 
Букреев И. О профессиональном становлении дирижера (по страницам автореферата диссертации). № 5, 37.
Неволин Д. Проект нового положения о порядке присуж­дения ученых степеней. № 4, 37.
Пилипишин Д. Простая история. № 8, 51.
 
Из редакционной почты
Коржуев А., Рязанова Е. Наше мнение... (по поводу ста­тьи профессора И.Бестужева-Лады). №4, 50.
 Лоскутов В. Сломанные ножницы экономического обра­зования. № 9, 14.
Сафаралиев Г., Бердашкевич А. Научная деятельность в высших учебных заведениях. № 8, 8.
Шварцман М. Несколько простых мыслей о труде препо­давателя. № 12, 44. Якушкина Т. Семинар Совета Европы. №11, 50.
 
Обозрение   прессы
 
Узунова Т. Хочешь - давай, не хочешь - сдавай. № 10, 47.
Узунова Т. Московский первокурсник: штрихи к портрету (по страницам СМИ). № 12, 45.
 
На книжной полке
 
Ефремов А. Экономика и оптимизация учебного процес­са.- М.: Изд-во МГУП, 1999. - 198 с. №2, 49.
Прогноз потребности Российской Федерации в специали­стах с высшим профессиональным образованием и струк­туры их подготовки до 2010 года. - М.: ПИИВО, 2000. - 50 с. № 11, 51.
Уткин А. Американская стратегия для XXI века. (М.: Издательская корпорация "Логос", 2000. - 272 с.). № 6, 47.