Новые социально экономические и политические условия развития России конца ХХ в. существенно повлияли на состояние отечественной исторической науки. Произошло и происходит переосмысление отдельных периодов развития страны, идет поиск общественных ориентиров исторической науки, выявляются ее методологические проблемы. На повестке дня также стоит проблема исторического образования школьников и студентов. Если XX в. был эпохой технократии, то в XXI в. приоритетная роль будет принадлежать гуманитарному знанию, что может привести к смене ориентиров мирового развития. Знание такого предмета, как история, могло бы позволить избежать многих ошибок. Подчеркивая его важную роль, В. Ключевский писал: «Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином». «Сегодняшние проблемы России в огромной степени связаны с тем, что значительное число людей историю не знает и знать не хочет. Поэтому преподавание гуманитарных знаний является крайне важной задачей и должно вестись на протяжении всего школьного обучения, продолжаться в вузах...», — сказал министр образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко на II Всероссийском совещании деканов и заведующих кафедрами исторических факультетов классических университетов страны (29 июня 2005 г.). В докладе Общественной палаты «Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» (6 февраля 2008 г.) одним из важнейших направлений образовательной реформы справедливо названа перестройка преподавания истории. В представительстве фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров в Москве (17 апреля 2009 г.) прошел семинар, на котором обсуждался проект реформы исторического образования, разработанный сотрудниками Смольного института свободных искусств и наук Санкт Петербургского государственного университета при поддержке фонда. О качестве учебных изданий по истории высказался президент России Д. А. Медведев (30 августа 2009 г.). Налицо острая проблема, которая ждет поиска нового содержания, методик и технологий преподавания истории. Цель изучения курса истории — включение личности в культурно исторический контекст, ее самоориентация в цивилизованном времени пространстве. Система преподавания истории должна быть нацелена на формирование у учащихся историзма мышления как одной из основных форм критического мышления, становление гражданской ответственности. Для формирования историзма мышления в процессе преподавания важно акцентировать внимание на рассмотрении методологических основ исторической науки и их значимости для понимания общественного развития, для достижения максимально приближенного к истине знания, поскольку невозможно познать историю в полном объеме в силу специфики процесса воссоздания истории*. Если в школьном курсе истории изучалась событийная история, фактология, то ее вузовский курс должен быть нацелен на философию истории, так как она способствует формированию самостоятельности мышления, расширяет мировоззренческие границы, в значительной степени упорядочивает реальное историческое пространство. Различные концепции исторической науки, взгляды на преподавание исторических дисциплин обуславливают разные методологические подходы науки и методы обучении. Ниже мы публикуем две статьи, посвященные вопросам методологии истории и ее преподавания. Приглашаем читателей принять участие в обсуждении столь важной и ответственной темы.
От главного редактора
80,00 ₽