В.И. Кружалин,
д. геогр. н., проф., директор
E-mail: kruz@ikio.msu.ru
В.В. Аршинова,
к. психол. н., заведующая отделом
организации исследований образования
E-mail: arshinova@ikio.msu.ru
Л.В. Попов,
к. хим. н., доц., ведущий специалист
E-mail: lvpopov@mail.ru[/font][/size]
А.А. Чаплыгина,
младший научный сотрудник
E-mail: chaplygina@ikio.msu.ru
Институт комплексных исследований образования МГУ им. М. В. Ломоносова
Современная тенденция развития и становления феномена рейтингов в высшем профессиональном образовании заставляет исследователей искать методологические инструменты, применимые к оценке самих рейтингов. Одним из таких методов является сопоставление показателей рейтинга с основными показателями системы менеджмента качества (СМК) вуза. Методология современной СМК вуза по стандарту ISO 9000 строится на процессном подходе, в котором процесс выступает как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности и ресурсов, преобразующих «входы» в «выходы». При сравнении элементов процессной модели СМК вуза с принципами отбора данных и характеристиками основных показателей рейтингов ведущих университетов мира: ARWU (Шанхайского рейтинга), Webometrics, THE QS (QS Times) и РейтОР, была предложена классификация рейтингов ведущих университетов мира. Доказано, что их классификационный признак соответствует отражению профиля ведущей деятельности университета: образовательный (THE QS), научно-исследовательский (ARWU), совмещенный (РейтОР). Это позволяет подвести под рейтинги мировых университетов довольно широкую область накопленного мирового опыта по верификации качества образования; определить стратегическое взаимодополняющее развитие рейтингов и стандартов менеджмента качества образования.
Ключевые слова: рейтинги мировых университетов, система управления качеством вуза, процессный подход, стандарты менеджмента качества вуза.
Рейтинги мировых университетов как инструмент управления качеством образования
80,00 ₽