Публикуемая ниже статья выходит за ее рамки и ставит насущные вопросы — каким будет высшее образование в ближайшем будущем, и сможет ли высшая школа готовить компетентных специалистов, готовых и способных грамотно решать профессиональные задачи?
При ознакомлении с проектами ГОСов третьего поколения складывается впечатление, что российское высшее профессиональное образование все более отходит от принципов его фундаментализации и гуманитаризации, которые еще совсем недавно провозглашались как основа обновленного содержания образования. Повсеместно в учебных планах сокращается количество часов на дисциплины, обеспечивающие формирование гуманистического мировоззренческого взгляда у будущих специалистов. Тем самым снижается возможность подготовки специалиста ответственного и с критическим мышлением. К сожалению, образование все более поворачивается в сторону экономоцентризма и технократизма.
Кроме того, задача подготовки молодых специалистов, обладающих современными знаниями, действительно нужных реальному сектору экономики, и ее совместное решение с бизнес сообществом ведет к замене ряда фундаментальных дисциплин спецкурсами, имеющими частнонаучный характер. В результате ситуация усугубляется, т. к. частнонаучные курсы, несмотря на их актуальность, устаревают значительно быстрее, чем курсы общенаучных, фундаментальных дисциплин.
Редакция осознает, что проблем в современном высшем профессиональном образовании достаточно и в анонсе к статье их все не обозначишь. Поэтому приглашаем читателей к обсуждению данных проблем. (От редакции)
Н.Н. Седова, д. философ. н., д. юрид. н., проф.,
заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой
Н.В. Сергеева, к. философ. н., доц. кафедры философии,
биоэтики и права
Волгоградский государственный медицинский университет
E-mail: nns@volgograd.ru
Реализация ФГОС высшего профессионального медицинского образования порождает тенденцию его дегуманизации, что противоречит требованиям к профессиональной роли врача. Разработчики стандартов не обладают компетенциями в области гуманитарного образования, которые позволили бы им сформировать блок гуманитарных дисциплин. Реформирование высшего профессионального медицинского образования, предполагающее разделение его на два уровня — теоретический и практический с увеличением срока обучения, могло бы решить проблему.
Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), гуманитарный блок дисциплин, гуманизм врача.
Нужно ли идти по пути дегуманизации высшего медицинского образования?
80,00 ₽