Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Д.Б. Богоявленская. Одаренность: понятие, виды, метод идентификации

80,00 ₽

д. психол. н., проф.,
заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН, почетный член РАО,
главный научный сотрудник и руководитель группы диагностики творчества
Психологический институт Российской академии образования (г. Москва)

E-mail:mpo-125@mail.ru

В статье раскрывается историческая эволюция понятия одаренности, что позволяет теоретически объяснить существующие в настоящее время представления об одаренности, как закономерно возникающие, но представляющие лишь определенный этап в развитии данного понятия. Четкость позиции реализована в рамках гегелевской триады: тезиса, антитезиса и синтезиса. В качестве тезиса автором полагаются теоретические представления ученых середины XIX и начала XX в., начиная от Ф. Гальтона, рассматривающих одаренность как комплекс, в первую очередь ума и личности. Раскрыты трудности реализации этого подхода в тот исторический период и противоречия, приведшие ученых к сознательной редукции комплексного раскрытия одаренности, сведения его только к интеллекту, как «систематически наблюдаемому», единственно измеряемому компоненту. Этот подход рассматривается как антитезис по отношению к первоначальному комплексному подходу. Автором представлен свой подход, разработанный на основе методологических позиций отечественной психологии (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов), снимающий современное редуцированное представление об одаренности. Показано, что реализация системного подхода возможна лишь при выделении единицы анализа исследуемого явления, т. е. схватывания того неаддитивного качества, которым обладает система.

Ключевые слова: одаренность, системное качество, редукция понятия, виды одаренности, метод идентификации, прогностическая способность, личность.