Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

С.В. Костюкевич. Устремленные к сближению и влюбленные в разнообразие: противоречия Болонского процесса (реферат статьи Дж. Витте)

80,00 Р

к. социол. н., старший научный сотрудник
Институт социологии Национальной академии наук
Республики Белоруссии (г. Минск)

E-mail: svkostus@yahoo.com

B статье анализируется понятие «конвергенции» в документах Болонского процесса и оценивается степень конвергенции, достигнутая между системами высшего образования Германии, Голландии, Франции и Англии за период 1998–2004 гг. Дж. Витте признает, что достигнутая степень конвергенции является низкой. Она также указывает, что существует общая тенденция: «системы высшего образования Германии, Голландии и Франции движутся в направлении Английской системы (хотя движение является слабым)"; и данное движение более заметно в Германии, чем в Голландии и Франции.
Несмотря на слабую конвергенцию, европейские страны будут продолжать оказывать политическую поддержку Болонскому процессу, поскольку Европа настроена на объединение, хотя дается это ей, по правде, с большим трудом. Но это и неудивительно, так как объединение идет только через политический консенсус и добровольные реформы, а, значит, быстро ничего не произойдет.
Дж. Витте предлагает признать, что Болонский процесс имеет свои плюсы, не смотря на слабую конвергенцию. Она считает, что нужно заняться вторым раундом реформ, более четко нацеленных на конвергенцию.

Ключевые слова: Болонский процесс, Болонская Декларация, национальные системы высшего образования, конвергенция, дивергенция, диверсификация, структура академических степеней, вопросы признания степеней, дипломов и квалификаций, Европейская зона высшего образования.