клинический психолог, аспирант
кафедры общей психологии и психологии развития
Тверской государственный университет
Рассмотрена проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлена модель инклюзивного образования, включающая образовательную вертикаль и образовательную горизонталь. Предложена компетентностная модель для системы инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивное психическое развитие, система полисубъектного взаимодействия, подготовка психологов для системы инклюзивного образования.
Литература
1. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов / Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. — Саратов: Педагогический институт СГУ, 2007.
2. Малафеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — № 1. — С. 3—10.
3. Стенографический отчет о заседании Совета по делам инвалидов. — М., 2009.
4. Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 1. — C. 51—59.
5. Шмидт В.Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. — М., 2006.