М.А. Федорова,
к. филолог. н., доц. кафедры «Иностранные языки»
Омский государственный технический университет
E-mail: sidorova_ma79@mail.ru
Раскрыты понятия педагогического взаимодействия, педагогического сопровождения, научного руководства и тьюторства. Рассмотрены основные проблемы научного руководства студентами. Описаны условия успешного развития мотивации студентов, занимающихся научной деятельностью, посредством применения тьюторских педагогических технологий и организации тандемной работы научных руководителей общих и специальных кафедр.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, индивидуальная образовательная траектория, научное руководство, тьюторство, тандемная деятельность.
Литература
1. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьюторское сопровождение студентов: практический опыт // Высшее образование в России. — 2011. — № 4. — С. 143—147.
2. Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2011.
3. Завьялов А.М., Федорова М.А. Система подготовки студента технического вуза к научной деятельности: обоснование и предложения // Омский научный вестник. — 2011. — № 1. — С. 89—92.
4. [URL]: http://thetutor.ru/pro/articles02.html
5. Ковалева Т.М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии. — М.: МИОО, 2008. — С. 8—16.
6. Кубрушко П.Ф. Подготовка научных руководителей и консультантов диссертационных исследований // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития. Мат-лы VI Всеросс. науч.-практич. конф., Екатеринбург, 11—14 ноября 2013 г. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. — Т. I. — С. 50—52.
7. Михайлов Е.М., Цыгулева М.В. Опыт проведения специального предмета «безопасность сетей» на английском языке для русскоговорящих студентов в рамках проекта «Tempus» // Вестник СибАДИ. — 2010. — № 15. — С. 55—58.
8. Похолков Ю.П., Громов А.А. Организация эффективной международной деятельности в университете // Проблемы управления в социальных системах. — 2009. — № 2. — С. 16—27.
9. Ушакова А.В. Применение менторских программ к организации самостоятельной работы студентов в вузе // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития. Мат-лы VI Всеросс. науч.-практич. конф., Екатеринбург, 11—14 ноября 2013 г. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. — Т. I. — С. 238—-241.
10. Федорова М.А., Завьялов А.М. Психологическая компетентность научного руководителя и мотивация научной деятельности студента как условия совместной научной работы // Вестник СибАДИ. — 2012. — № 1. — С. 145—149.
11. Федорова М.А. Развитие научных коммуникаций в современном техническом университете. — Новосибирск: СО РАН, 2014.
12. Эрштейн Л.Б. Разработка методики научного руководства как скрытый фактор успеха подготовки научных исследований // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2013. — № 3. — С. 76—80.