Е.Н. Шутенко,
к. психолог. н., доц.
кафедры управления персоналом
НИУ Белгородский государственный университет
E-mail: shutenko@bsu.edu.ru
Рассмотрена проблема самореализации современной молодежи и роль вуза в ее решении. Описаны результаты анализа представлений студентов о возможностях самореализации в образовательном процессе вуза. На основе тезаурусного анализа раскрыты субъективно значимые предпосылки самореализации и данные их измерения у студентов различных вузов.
Ключевые слова: высшая школа, студенческая молодежь, самореализация, социализация, тезаурусный подход, субъективные представления о самореализации, семантические индикаторы самореализации.
Литература
1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. — М.: ИС РАН, 2010.
2. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. — М.: Смысл, 1997. — С. 110-123.
3. Луков Вал.А., Луков Вл.А. Тезаурусный подход в гуманитарных науках // Знание. Понимание. Умение. — 2004. — № 1. — С. 93–100.
4. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999.
5. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1989. — С. 319-344.
6. Ситаров В.А., Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Образ современной молодежи в контексте самореализации в вузовском обучении // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 10. — С. 313-326.
7. Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса // Душа человека. — М.: Республика, 1992. — С. 375-414.
8. Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Высшее образование как зеркало растворенной культуры // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2006. — № 11. — С. 9-12.
9. Gewirth A. Self-Fulfillment. — Princeton: Princeton Univ. Press, 2009.
10. Maturana H., Varela F. Autopoesis and Cognition: The Organization of the Living. — Boston: Reidel, 1980.