О.А. Лапина,
д. педагог. н., проф. кафедры педагогики
E-mail: olimpiada2005@mail.ru
Н.Н. Пядушкина,
к. педагог. н., доц.
E-mail: npyadushkina@gmail.com
Педагогический институт Иркутского государственного университета
Представлен анализ современной трактовки понятий «профессиональная индивидуальность», «индивидуальный стиль», «иконнативный стиль» в модели специалиста-педагога. Исследованы проблемы развития педагогической профессии в условиях перехода на новые стандарты высшего образования. Рассмотрено понятие профессионального образования в качестве «человекообразующей» функции в саморазвитии личности. Авторы обращают внимание на то, что подготовка соответствующего специалиста предполагает изменение вектора профессионального образования в направлении формирования личности с высоким уровнем этико-педагогической культуры. Охарактеризован типовой профессиональный стиль как устойчивая, внутренне организованная и этически обусловленная модель профессиональной деятельности. Представлен анализ научной литературы по проблеме индивидуального профессионального стиля специалиста. Сделан вывод о том, что сформулированный авторами подход к подготовке педагога позволит решить многие проблемы, связанные с повышением качества образования.
Ключевые слова: профессиональное развитие, индивидуальный стиль педагога, иконнативный стиль в модели современного педагога.
Литература
1. Асмолов А.Г., Кондаков А.М. Образование в России: от «культуры полезности» к «культуре достоинства» // Педагогика. — 2004. — № 7. — С. 3—11.
2. Белошницкий А.В., Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза // Педагогика. — 2006. — № 5. — С. 60—66.
3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М., 1995.
4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной деятельности. — Казань, 1969.
5. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. — М., 2000.