УДК 378+316.6
DOI 10.20339/AM.12-25.031
Я.О. Опарина,
ассистент кафедры педагогики школы
Российский государственный педагогический университет
имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
e-mail: yana.oparina@mail.ru
https://orcid.org/0000-0003-4231-7447
Аспирантура традиционно рассматривается как важный этап подготовки научно-педагогических кадров, однако представления о ней, формирующиеся в цифровом пространстве, существенно отличаются от формальных нормативных моделей. Цель исследования — выявить особенности общественного восприятия аспирантуры в цифровом пространстве и проанализировать тематическую структуру и тональность обсуждений, формирующихся в русскоязычных и англоязычных социальных сетях. Основу исследования составил качественный контент-анализ 156 публикаций из социальных сетей и интернет-форумов (русских и англоязычных), включающий семантическое кодирование и выделение доминирующих нарративов. Показано, что большая часть сообщений имеет нейтральный характер (~68%) и представлена объявлениями, вопросами и запросами совета; большинство обсуждений сосредоточено на поступлении в аспирантуру, выборе дальнейшей карьерной траектории и принятии решений в условиях неопределенности. Аспирантура в цифровом дискурсе преимущественно осмысляется не как стабильная академическая траектория, а как область выбора, риска и взвешивания последствий. Данные сопоставлены с международными исследованиями, что позволило выявить точки пересечения российского и глобального контекстов. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о социальном восприятии аспирантуры и роли цифровых коммуникаций в его формировании. Практическая значимость связана с возможностью использования полученных результатов для совершенствования мер поддержки аспирантов и оптимизации управленческих решений в области подготовки научных кадров.
Ключевые слова: аспирантура, общественное восприятие, социальные сети, семантический анализ
Литература
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Емельяненков А. ВАК и Минобрнауки разошлись по вопросу обязательной защиты диссертации // Российская газета. 2016. 14 дек. URL: https://rg.ru/2016/12/14/vak-i-minobrnauki-razoshlis-po-voprosu-obiazatelnoj-zashchity-dissertacii.html (дата обращения 02.11.2025).
- Основные показатели подготовки кадров высшей квалификации, научных кадров в докторантуре по Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/education (дата обращения: 02.11.2025).
- Количество диссертаций в России за год сократилось на 22% // РБК. 21.02.2024. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/21/02/2024/65d49b5f9a79474bfaa9e935 (дата обращения: 02.11.2025).
- Нефедова А.И., Дьяченко Е.Л. Реформа аспирантуры в России в зеркале глобальных трендов // Мир России. 2019. Т. 28. № 4. С. 92–111. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-4-92-111
- Зерчанинова Т.Е., Тарбеева И.С. Проблемы научной и образовательной деятельности аспирантов // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5. № 3. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2019-5-3-0-3
- Багдасарьян Н.Г., Балуева Т.В. Аспирантура регионального вуза: проблемы и пути решения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2022. № 5. DOI: 10.14515/monitoring.2022.5.2200
- Барьеры при подготовке диссертаций в российской аспирантуре / С.В. Жучкова, А.И. Нефедова, Е.А. Терентьев, Н.М. Смирнов. М.: НИУ ВШЭ, 2025. 52 с. (Современная аналитика образования. № 2 (85)).
- Бедный Б.И., Воронин Г.Л., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Барьеры на пути к ученой степени: проблемы постаспирантского периода // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 1. С. 35–48.
- Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Жучкова С.В. О влиянии институциональных трансформаций на результативность российской аспирантуры // Высшее образование в России. 2022. Т. 3. № 11. С. 9–29.
- Миронова А.В., Стрельцова Е.А. Эффективность аспирантуры: в поисках нового подхода к оценке. Аналитический материал. М.: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2025. URL: https://issek.hse.ru/news/1081326856.html (дата обращения 02.11.2025).
- Бекова С.К. Благополучие аспирантов: обзор исследований и практик // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 422–442. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1635
- Бекова С.К. Совмещение учебы в университете и работы: от бакалавриата до аспирантуры: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2022.
International literary sources
- Levecque, K., Anseel, F., De Beuckelaer, A., Van der Heyden, J., Gisle, L. (2017) Work organization and mental health problems in PhD students. Research Policy. Vol. 46. No. 4. Pp. 868–879. DOI: 10.1016/j.respol.2017.02.008
- Marais, G.A., Shankland, R., Haag, P., Fiault, R., Juniper, B. (2018) A survey and a positive psychology intervention on French PhD student well-being. International Journal of Doctoral Studies. Vol. 13. Pp. 109–138. DOI: 10.28945/3948
- Woolston, C. (2019) PhDs: the tortuous truth. Nature. Vol. 575. No. 7782. Pp. 403–406.
- Evans, T.M., Bira, L., Gastelum, J.B., Weiss, L.T., Vanderfordm, N.L. (2018) Evidence for a mental health crisis in graduate education. Nature Biotechnology. Vol. 36. No. 3. Pp. 282–284. DOI: 10.1038/nbt.4089
- Woolston, C. (2015) Graduate survey: Uncertain futures. Nature. Vol. 526. No. 7574. Pp. 597–600.
- Chakraverty, D. (2020) PhD student experiences with the impostor phenomenon in STEM. International Journal of Doctoral Studies. Vol. 15. Pp. 159–180. DOI: 10.28945/4513
- Cyranoski, D., Gilbert, N., Ledford, H., Nayar, A., Yahia, M. (2011) Education: The PhD factory. Nature. Vol. 472. No. 7343. Pp. 276–279. DOI: 10.1038/472276a
- Gemme, B., Gingras, Y. (2012) Academic careers for graduate students: a strong attractor in a changed environment. Higher Education. Vol. 63. No. 6. Pp. 667–683. DOI: 10.1007/s10734-011-9460-2
- Byrom, N.C., Dinu, L., Kirkman, A., Hughes, G. (2020) Predicting stress and mental wellbeing among doctoral researchers. Journal of Mental Health. (online). DOI: 10.1080/09638237.2020.1818196
- Woolston, C. (2017) Graduate survey: A love–hurt relationship. Nature. Vol. 550. No. 7677. Pp. 549–552.
- Malik, A., Heyman-Schrum, C., Johri, A. (2019) Use of Twitter across educational settings: a review of the literature. International Journal of Educational Technology in Higher Education. Vol. 16. No. 1. Pp. 1–22. DOI: 10.1186/s41239-019-0166-x
- Dowling, R., Wilson, M. (2017) Digital doctorates? An exploratory study of PhD candidates’ use of online tools. Innovations in Education and Teaching International. Vol. 54. No. 1. Pp. 76–86. DOI: 10.1080/14703297.2015.1058720
- Bennett, E., Folley, S. (2014) A tale of two doctoral students: social media tools and hybridised identities. Research in Learning Technology. Vol. 22. 23791. DOI: 10.3402/rlt.v22.23791
- Gomez-Vasquez, L., Romero-Hall, E. (2020) An exploration of a social media community: The case of #AcademicTwitter. International Conference on Human-Computer Interaction. Pp. 83–99. DOI: 10.1007/978-3-030-60734-4_7
- Ferguson, H., Wheat, K.L. (2015) Early career academic mentoring using Twitter: the case of #ECRchat. Journal of Higher Education Policy and Management. Vol. 37, No. 1. Pp. 3–13. DOI: 10.1080/1360080X.2014.991533
- Lopez, J.C.A.D., Collignon-Delmar, S., Benoit, K., Matsuo, A. (2017) Predicting the Brexit vote by tracking and classifying public opinion using Twitter data. Statistics, Politics and Policy. Vol. 8. No. 1. Pp. 85–104. DOI: 10.1515/spp-2017-0006
- Guha, P., Pande, D. (2021) A sentiment analysis of the PhD experience evidenced on Twitter. International Journal of Doctoral Studies. Vol. 16. Pp. 513–531. DOI: 10.28945/4813











.png)






