Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Общественное восприятие аспирантуры в цифровом пространстве: исследование нарративов из социальных сетей и онлайн-форумов

Я.О. Опарина
80,00 ₽

УДК 378+316.6
DOI 10.20339/AM.12-25.031

 

Я.О. Опарина,

ассистент кафедры педагогики школы

Российский государственный педагогический университет

 имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

e-mail: yana.oparina@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-4231-7447

 

 

Аспирантура традиционно рассматривается как важный этап подготовки научно-педагогических кадров, однако представления о ней, формирующиеся в цифровом пространстве, существенно отличаются от формальных нормативных моделей. Цель исследования — выявить особенности общественного восприятия аспирантуры в цифровом пространстве и проанализировать тематическую структуру и тональность обсуждений, формирующихся в русскоязычных и англоязычных социальных сетях. Основу исследования составил качественный контент-анализ 156 публикаций из социальных сетей и интернет-форумов (русских и англоязычных), включающий семантическое кодирование и выделение доминирующих нарративов. Показано, что большая часть сообщений имеет нейтральный характер (~68%) и представлена объявлениями, вопросами и запросами совета; большинство обсуждений сосредоточено на поступлении в аспирантуру, выборе дальнейшей карьерной траектории и принятии решений в условиях неопределенности. Аспирантура в цифровом дискурсе преимущественно осмысляется не как стабильная академическая траектория, а как область выбора, риска и взвешивания последствий. Данные сопоставлены с международными исследованиями, что позволило выявить точки пересечения российского и глобального контекстов. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о социальном восприятии аспирантуры и роли цифровых коммуникаций в его формировании. Практическая значимость связана с возможностью использования полученных результатов для совершенствования мер поддержки аспирантов и оптимизации управленческих решений в области подготовки научных кадров.

Ключевые слова: аспирантура, общественное восприятие, социальные сети, семантический анализ

 

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Емельяненков А. ВАК и Минобрнауки разошлись по вопросу обязательной защиты диссертации // Российская газета. 2016. 14 дек. URL: https://rg.ru/2016/12/14/vak-i-minobrnauki-razoshlis-po-voprosu-obiazatelnoj-zashchity-dissertacii.html (дата обращения 02.11.2025).
  3. Основные показатели подготовки кадров высшей квалификации, научных кадров в докторантуре по Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/education (дата обращения: 02.11.2025).
  4. Количество диссертаций в России за год сократилось на 22% // РБК. 21.02.2024. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/21/02/2024/65d49b5f9a79474bfaa9e935 (дата обращения: 02.11.2025).
  5. Нефедова А.И., Дьяченко Е.Л. Реформа аспирантуры в России в зеркале глобальных трендов // Мир России. 2019. Т. 28. № 4. С. 92–111. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-4-92-111
  6. Зерчанинова Т.Е., Тарбеева И.С. Проблемы научной и образовательной деятельности аспирантов // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5. № 3. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2019-5-3-0-3
  7. Багдасарьян Н.Г., Балуева Т.В. Аспирантура регионального вуза: проблемы и пути решения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2022. № 5. DOI: 10.14515/monitoring.2022.5.2200
  8. Барьеры при подготовке диссертаций в российской аспирантуре / С.В. Жучкова, А.И. Нефедова, Е.А. Терентьев, Н.М. Смирнов. М.: НИУ ВШЭ, 2025. 52 с. (Современная аналитика образования. № 2 (85)).
  9. Бедный Б.И., Воронин Г.Л., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Барьеры на пути к ученой степени: проблемы постаспирантского периода // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 1. С. 35–48.
  10. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Жучкова С.В. О влиянии институциональных трансформаций на результативность российской аспирантуры // Высшее образование в России. 2022. Т. 3. № 11. С. 9–29.
  11. Миронова А.В., Стрельцова Е.А. Эффективность аспирантуры: в поисках нового подхода к оценке. Аналитический материал. М.: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2025. URL: https://issek.hse.ru/news/1081326856.html (дата обращения 02.11.2025).
  12. Бекова С.К. Благополучие аспирантов: обзор исследований и практик // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 422–442. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1635
  13. Бекова С.К. Совмещение учебы в университете и работы: от бакалавриата до аспирантуры: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2022.

 

International literary sources

  1. Levecque, K., Anseel, F., De Beuckelaer, A., Van der Heyden, J., Gisle, L. (2017) Work organization and mental health problems in PhD students. Research Policy. Vol. 46. No. 4. Pp. 868–879. DOI: 10.1016/j.respol.2017.02.008
  2. Marais, G.A., Shankland, R., Haag, P., Fiault, R., Juniper, B. (2018) A survey and a positive psychology intervention on French PhD student well-being. International Journal of Doctoral Studies. Vol. 13. Pp. 109–138. DOI: 10.28945/3948
  3. Woolston, C. (2019) PhDs: the tortuous truth. Nature. Vol. 575. No. 7782. Pp. 403–406.
  4. Evans, T.M., Bira, L., Gastelum, J.B., Weiss, L.T., Vanderfordm, N.L. (2018) Evidence for a mental health crisis in graduate education. Nature Biotechnology. Vol. 36. No. 3. Pp. 282–284. DOI: 10.1038/nbt.4089
  5. Woolston, C. (2015) Graduate survey: Uncertain futures. Nature. Vol. 526. No. 7574. Pp. 597–600.
  6. Chakraverty, D. (2020) PhD student experiences with the impostor phenomenon in STEM. International Journal of Doctoral Studies. Vol. 15. Pp. 159–180. DOI: 10.28945/4513
  7. Cyranoski, D., Gilbert, N., Ledford, H., Nayar, A., Yahia, M. (2011) Education: The PhD factory. Nature. Vol. 472. No. 7343. Pp. 276–279. DOI: 10.1038/472276a
  8. Gemme, B., Gingras, Y. (2012) Academic careers for graduate students: a strong attractor in a changed environment. Higher Education. Vol. 63. No. 6. Pp. 667–683. DOI: 10.1007/s10734-011-9460-2
  9. Byrom, N.C., Dinu, L., Kirkman, A., Hughes, G. (2020) Predicting stress and mental wellbeing among doctoral researchers. Journal of Mental Health. (online). DOI: 10.1080/09638237.2020.1818196
  10. Woolston, C. (2017) Graduate survey: A love–hurt relationship. Nature. Vol. 550. No. 7677. Pp. 549–552.
  11. Malik, A., Heyman-Schrum, C., Johri, A. (2019) Use of Twitter across educational settings: a review of the literature. International Journal of Educational Technology in Higher Education. Vol. 16. No. 1. Pp. 1–22. DOI: 10.1186/s41239-019-0166-x
  12. Dowling, R., Wilson, M. (2017) Digital doctorates? An exploratory study of PhD candidates’ use of online tools. Innovations in Education and Teaching International. Vol. 54. No. 1. Pp. 76–86. DOI: 10.1080/14703297.2015.1058720
  13. Bennett, E., Folley, S. (2014) A tale of two doctoral students: social media tools and hybridised identities. Research in Learning Technology. Vol. 22. 23791. DOI: 10.3402/rlt.v22.23791
  14. Gomez-Vasquez, L., Romero-Hall, E. (2020) An exploration of a social media community: The case of #AcademicTwitter. International Conference on Human-Computer Interaction. Pp. 83–99. DOI: 10.1007/978-3-030-60734-4_7
  15. Ferguson, H., Wheat, K.L. (2015) Early career academic mentoring using Twitter: the case of #ECRchat. Journal of Higher Education Policy and Management. Vol. 37, No. 1. Pp. 3–13. DOI: 10.1080/1360080X.2014.991533
  16. Lopez, J.C.A.D., Collignon-Delmar, S., Benoit, K., Matsuo, A. (2017) Predicting the Brexit vote by tracking and classifying public opinion using Twitter data. Statistics, Politics and Policy. Vol. 8. No. 1. Pp. 85–104. DOI: 10.1515/spp-2017-0006
  17. Guha, P., Pande, D. (2021) A sentiment analysis of the PhD experience evidenced on Twitter. International Journal of Doctoral Studies. Vol. 16. Pp. 513–531. DOI: 10.28945/4813