Н.П. Суханова
канд. философ. наук,
доцент кафедры философии и гуманитарных наук
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
eLibrary SPIN-код: 2647-7829, AuthorID: 599434
е-mail: konfngi@yandex.ru
Парадоксальность ситуации в случае с нейросетями кроется в том, что чем легче доступ к готовым решениям, тем сложнее человеку удерживать способность мыслить самостоятельно. Исследовательская оптика направлена на изучение потенциала нарратива в контексте развития критического мышления учащихся в эпоху доминирования нейросетевых технологий. Анализируется тезис о том, что традиционный инструментарий университетского курса «Логика и критическое мышление» обнаруживает недостаточность в условиях алгоритмического изобилия, требуя дополнения экзистенциальным измерением нарратива. Раскрываются сущностные характеристики нарратива как способа упорядочивания субъективного опыта и формирования идентичности в противовес обезличенной машинной генерации контента. Особое внимание уделяется роли нарратива как экзистенциального фильтра, позволяющего фиксировать темпоральность и ценностные предпочтения. Нарративные практики, интегрированные в курс, показываются как способствующие выстраиванию новой грамотности участников, предполагающей умение распознавать за информационными конструкциями скрытые смыслы и контексты. Обосновывается значимость нарратива для сохранения и развития естественного интеллекта в диалогических отношениях с интеллектом искусственным.
Ключевые слова: образование, логика, критическое мышление, нарратив, нейросети, язык
Литература
- Бабич В.В. О подлинности «Я» в структуре нарративной идентичности // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2025. № 84. С. 95–111. DOI: 10.17223/1998863X/84/9
- Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29–42.
- Бурнаева Е.М., Рудаков А.И. Нейросеть как инструмент изучения процессов познания // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 7 (65). С. 103–107. DOI: 10.25726/z0438-7779-0104
- Васильева М.А., Беззубова О.В. Легитимация университета в современной культуре // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 3. С. 108–123. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-22-3-108-123
- Дружинина А.А. Художник и нейросеть: конфликт, диалог, сотрудничество? // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2024. Т. 24. № 2. С. 58–65. DOI: 10.14529/ssh240207
- Иванченко М.А., Архипов П.Е. Искусственный интеллект и нейросети в играх и реальности // Идеи и идеалы. 2021. Т. 13. № 1, ч. 1. С. 151–165. DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.1.1-151-165
- Кушнаренко С.П. Репродуктивный и продуктивный подходы к знанию и его усвоению в процессе обучения в вузе // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13. № 3. С. 442–449. DOI: 10.20913/2618-7515-2023-3-4
- Парфенова М.В., Егоров Г.Г. Особенности использования в педагогической деятельности систем на основе машинного интеллекта // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2025. № 4. С. 70–75. DOI: 10.20339/AM.04-25.070
- Пирайнен Е.В. Нейросети в образовании: польза или вред // Информация–Коммуникация–Общество. 2024. Т. 1. С. 354–357.
- Рикёр П. Время и рассказ. Т. 1. Интрига и исторический рассказ. М.; СПб.: Университетская книга, 1993. 313 с.
- Суханова Н.П. Интерпретация научной рефлексии: проблема объективации знания // Вестник Омского университета. 2025. Т. 30. № 2. С. 93–100. DOI: 10.24147/1812-3996.2025.2.93-100
- Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Российская акад. наук, Ин-т философии РАН; [редкол.: И.Т. Касавин (гл. ред. и сост.) и др.]. М.: Канон+, 2009. 1247 с.