Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Музей как образовательное пространство в контексте философии желания Ж. Делеза и Ф. Гваттари

А.В. Волков, С.В. Волкова
80,00 ₽
УДК 130.2:069+37.01
 

А.В. Волков,

д-р филос. наук, доцент

заведующий кафедрой философии и культурологии

Петрозаводский государственный университет

Институт истории, политических и социальных наук

https://orcid.org/0000-0002-3050-2525

e-mail: alexvolkoff@bk.ru

С.В. Волкова,

д-р филос. наук, доцент

профессор кафедры философии и культурологии

Петрозаводский государственный университет,

Институт истории, политических и социальных наук

https://orcid.org/0000-0001-8463-100X

e-mail: svetavolkov@yandex.ru

 

 

В статье эксплицируется концепция желания Ж. Делёза и Ф. Гваттари в ее взаимосвязи с музеем как образовательным пространством. Следуя мысли французских авторов о том, что желать — значит быть в динамике становления, авторы показывают, что назначение музея в том, чтобы возобновить знакомый человеку с детства опыт становления, опыт открытости и перехода. Демонстрируется, что в рамках этого опыта музей оказывается машиной, помогающей запустить процесс выхода человека из мертвого тождества с собой и побуждающей его проходить через столкновение с тем, что ему представляется «иным», «другим» и даже «чужим». Подчеркивается, что музей, призванный разблокировать желание как стремление поучаствовать в потоке живых, становящихся смыслов, является локусом аффективного обучения — такого, в котором субъекты с их чувствами и мыслями и объекты с их смысловыми характеристиками не существуют заранее, а конституируются как итог соединения-встречи, причем сама встреча во многом спонтанна и случайна. В завершении делается вывод о том, что машинная онтология желания глубоко этична, а сам музей способствует укоренению человеческого бытия в модусе этического отношения к миру. Отмечается, что предпринятое исследование служит основой для заключения о необходимости включения понятия желания в концептуально-теоретический арсенал современной философии образования, а также в плоскость решения практически-прикладных задач, таких как организация образовательного процесса в музеях.

Ключевые слова: философия образования, музей, искусство, человек, обучение, желание, аффект

 

Литература

  1. McWilliam, E. Stuck in the missionary position: pedagogy and desire in new times. In: Taught bodies. C. O’Farrell, D. Meadmore, E. McWilliam, C. Symes (Eds.). New York: Peter Lang. 2000. Pp. 27–38.
  2. Бокова Т.Н. Ризоматические принципы обучения в альтернативных школах США // Ценности и смыслы. 2016. № 1. С. 85–91.
  3. Гречушкина Н.В. Педагогика онлайн-курсов // Проблемы современного образования. 2020. № 4. С. 161–171.
  4. Сухоцкая Д.Н. Концепция ризоматического обучения как инструмент развития системы образования // Современное педагогическое образование. 2023. № 2. С. 41–45.
  5. Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Пер. с фр. Д. Кралечкина. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 672 с.
  6. Cole, D.R. Matter in Motion: The educational materialism of Gilles Deleuze. Educational Philosophy and Theory. 2012. Vol. 26 (1). Pp. 3–17. https://doi.org/10.1111/j.1469-5812.2010.00745.x
  7. Gale, K. Teacher education in the university: working with policy, practice and Deleuze. Teaching in Higher Education. 2007. Vol. 12 (4). Pp. 471–483. https://doi.org/10.1080/13562510701415466
  8. Berard, M-F. On the experience of encountering art in museum spaces: an inquiry with Gilles Deleuze’s concepts of desire and assemblage. A thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of doctor of philosophy. Vancouver. The University of British Columbia. 2017. URL: file:///C:/Users/User/Downloads/ubc_2018_february_berard_mariefrance.pdf.pdf (02.08.2025).
  9. Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / Пер. с фр. Я.И. Свирского. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. 895 с.
  10. Garoian, C.R. Performing the museum. Studies in Art Education. 2001. Vol. 42 (3). Pp. 234–248.
  11. Dubin, S.C. Displays of power: Memory and amnesia in the American museum. N. Y.: New York University. 1999. 290 p.
  12. Baker, J. Beyond the rational museum: Toward a discourse of inclusion. International Journal of the Inclusive Museum. 2008. Vol. 1 (2). Pp. 23–39.
  13. Waterton, E., Dittmer, J. The museum as assemblage: Bringing forth affect at the Australian War Memorial. Museum Management and Curatorship. 2014. Vol. 29 (2). Pp. 122–139.
  14. Duff, C. Learning to be included. In: Cartographies of becoming ineducation: A Deleuze-Guattari perspective. D. Masny (ed.). Rotterdam, New York: Sense Publishers. 2013. Pp. 193–207.
  15. Mulcahy, D. ‘Sticky’ Learning: Assembling Bodies, Objects and Affects at the Museum and Beyond. In: Learning Bodies: The body in youth and childhood studies. J. Coffey, S. Budgeon, H. Cahill (eds.). Singapore: Springer. 2018. Pp. 207–223.
  16. Zembylas, M. Witnessing in the classroom: The ethics and politics of affect. Educational Theory. 2006. Vol. 56. Pp. 305–324.
  17. Делез Ж. Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998. 384 с.
  18. Hickey-Moody, A. Affect as Method: Feelings, Aesthetics and Affective Pedagogy. In: Deleuze and Research Methodologies. R. Coleman, J. Ringrose (eds.). Edinburgh: Edinburgh University Press. 2013. Pp. 79–96.
  19. Cole, D.R. Affective Literacies: Deleuze, Discipline and Power. In: Deleuze and Education. I. Semetsky, D. Masny (eds.). Edinburgh: Edinburgh University Press. 2013. Pp. 94–112.