Л.С. Гавриленко,
канд. пед. наук, доцент
кафедры клинической психологии и педагогики с курсом ПО
Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого
https://orcid.org/0000-0001-7493-4947
e-mail: dm-gavrilenko@mail.ru
В.Б. Чупина,
канд. психол. наук, доцент
кафедра клинической психологии и педагогики с курсом ПО
Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого
https://orcid.org/0000-0002-9846-2216
e-mail: ionessi@yandex.ru
Н.В. Мельник,
канд. психол. наук, доцент
кафедры клинической психологии и педагогики с курсом ПО
Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого
https://orcid.org/0000-0003-1399-8722
e-mail: popenkonv@yandex.ru
Выбор темы статьи обусловлен актуальностью проблемы изучения менталитета вообще и профессиональной ментальности специалиста в особенности. Анализ уже сложившихся подходов к процессу становления профессиональной ментальности специалиста и проведенное эмпирическое исследование, выборку которого составили студенты, обучающиеся по специальности «Клиническая психология», позволили сформулировать основные теоретические положения и выводы настоящего исследования, которые состоят в следующем: профессиональная ментальность является интегральным, системным качеством личности — динамичным образованием, она может трансформироваться в процессе профессионального обучения и в профессиональной деятельности в частности. Поэтому профессиональную ментальность необходимо целенаправленно формировать непосредственно в период профессионального образования будущих специалистов — клинических психологов и совершенствовать в профессиональной деятельности. Представленное исследование наметило перспективу и доказало необходимость проведения последующих исследований по проблеме профессиональной ментальности будущих специалистов — клинических психологов.
Ключевые слова: ментальность, профессиональная ментальность, профессиональная деятельность, квазипрофессиональная деятельность
Литература
- Оборина Д.В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1994. № 2. С. 41–49.
- Гершунский Б.С. Менталитет и образование. Москва: Институт практической психологии, 1996. 144 с. ISBN: 5-89112-012-7
- Colomeischi A.A., Colomeischi T., Clipa O. Teachers’ work mentality and work satisfaction in relation with their personality traits // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 159. Pp. 345–349. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.12.385
- Чупина В.Б., Гавриленко Л.С., Сердюк Т.И. Изучение профессиональной ментальности студентов, обучающихся в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. 558 с. EDN: VJPXVZ
- Пищик В.И. «Потеря» традиционной субъектности поколений как феномен трансформации ментальности // Психологический журнал. 2010. № 2. С. 20–27.
- Popova E.A., Zelinskaya E.V., Tolmacheva N.A. Оn the possibilities of development of professional mentality in a supplementary education // Fundamental research. 2012. No. 3 (3). Pp. 620–623.
- Штрикова Д.Б. Факторы женской профессиональной ментальности // Организационная психология. 2022. Т. 12. № 2. С. 127–144. DOI: 10.17323/2312-5942-2022-12-2-127-144
- Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Ручкин А.В. и др. Жизненные приоритеты и ценности современной молодежи: социально-философский анализ // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2023. Т. 12. № 1-1. С. 158–165. DOI: 10.34670/AR.2023.60.41.012
- Рашкевич Е.Е., Мякишева Т.В., Волкова Т.Е. Проблема профессиональной ментальности в российском медицинском образовании // Смоленский медицинский альманах. 2021. № 4. С. 92–97. DOI: 10.37963/SMA.2021.4.150
- Филиппова И.В. Изменения содержания и структуры профессиональной ментальности у будущих педагогов // Обзор педагогических исследований. 2024. Т. 6. № 4. С. 91–97. DOI: 10.58224/2687-0428-2024-6-4-91-97
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Ю.М. Забродина и В.И. Похилько. М.: Прогресс, 1987. 236 с.
- Кожевникова О.В., Вьюжанина С.А. Психосемантика. Метод семантического дифференциала. Ижевск: Удмуртский университет, 2016. 119 с. EDN: VYENZR