В.И. Плещенко,
канд. экон. наук,
начальник управления закупок оборудования и основных материалов, АО «Гознак»
e-mail: v_pl@mail.ru
SPIN-код 8478-4982, ORCID 0000-0001-8232-2406,
Web of Science Researcher ID O-9987-2016, Scopus ID 57207358654
В 2025 году исполняется 100 лет с момента создания в нашей стране такого ключевого способа подготовки научных кадров высшей квалификации, как аспирантура. Для ускоренного научно-технического развития страны, умножения ее инновационного потенциала важно создать эффективные механизмы кооперации вузовской науки и крупного национального бизнеса. Одним из перспективных проектов в этой области, реализация которого в наши дни активно обсуждается на различных уровнях, является создание в Российской Федерации производственной аспирантуры. С помощью данного инструмента отечественная промышленность может получить высококвалифицированные исследовательские кадры, а высшие учебные заведения повысят эффективность реализации обучающих программ за счет лучшей мотивации преподавателей и аспирантов, а также возможности практической апробации научных гипотез в условиях действующих промышленных производств. При реализации проекта по созданию производственной аспирантуры необходимо опираться не только на схожий опыт зарубежных стран, но и на имеющиеся успешные наработки в области научно-производственной кооперации, взятые из истории СССР. В рамках проведенного анализа в статье сформулирована трактовка планируемой к внедрению модели производственной аспирантуры с позиции проблемы «принципал – агент», а также даны предложения по корректировке существующих практик подготовки аспирантов и организации защиты выпускных квалификационных работ (кандидатских диссертаций).
Ключевые слова: производственная аспирантура, образование, развитие, защита диссертации, наука и практика, Десятилетие науки и технологийЛитература
- Герасимова Е. Внедрить производственную аспирантуру планируют уже в 2025 году [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/education/2024-10-16/8_9116_engineer.html?print=Y (07.06.2025).
- Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Жучкова С.В. О влиянии институциональных трансформаций на результативность российской аспирантуры // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 11. C. 9–29.
- Цеховой Н.П. Организационно-правовое оформление системы советской аспирантуры: основные этапы и особенности // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 362. С. 111–115.
- Кузьминов Я., Терентьев Е., Фрумин И. Хорошая аспирантура — условие инновационного развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4769655?ysclid=m3udu0xxvd932759612 (07.06.2025).
- Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малашонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 22 (5). C. 54–66.
- Малашонок Н.Г., Бекова С.К., Жучкова С.В. Как сохранить качество при росте: практики преодоления негативных последствий массовизации аспирантуры // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. C. 25–45.
- Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Киселева К.Н. «Кандидат инженерии» — ученая степень, востребованная временем // Высшее образование в России. 2017. № 10. C. 109–121.
- Бедный Б.И. Об индустриальной аспирантуре (комментарий к статье А.И. Рудского, А.И. Боровкова, П.И. Романова, К.Н. Киселевой) // Высшее образование в России. 2017. № 10. C. 122–124.
- Грибанькова А.А. Современная аспирантура: связь между университетом и промышленностью // Высшее образование в России. 2011. № 4. C. 116–120.
- Тесленко В.А., Мельников Р.М. Перспективы развития индустриальной аспирантуры в России // Высшее образование в России. 2020. № 5. C. 157–167.
- Пантя Ю.М. История развития проблемы принципала-агента // Журнал экономической теории. 2011. № 4. C. 212–215.
- Вершинин И.В. О принципал-агентской проблеме в научной политике // Социология науки и технологий. 2022. Т. 13. № 1. C. 60–80.
- Models of engagement for PhDs with non-academic partners (Report dated 17 October 2024) [Электронный ресурс]. URL: https://www.cesaer.org/content/5-operations/2024/20241017-phd-report/20241017-report-models-of-engagement-for-phds-with-non-academic-partners.pdf (07.06.2025).
- Lorenzo Compagnucci & Francesca Spigarelli (11 Jun 2024): Industrial doctorates: a systematic literature review and future research agenda // Studies in Higher Education. DOI: 10.1080/03075079.2024.2362407
- Olsson Anna Karin, Bernhard Irene. Transforming doctoral education: Exploring industrial PhD collaboration in Sweden // International Journal of Work-Integrated Learning. 2023, 24 (4): 523–536. URL: https://www.researchgate.net/publication/375838012_Transforming_doctoral_education_Exploring_industrial_PhD_collaboration_in_Sweden
- Angelina Sundströma, Gunnar Widforssab, Malin Rosqvistab, Anette Hallina. Industrial PhD students and their projects // Procedia Computer Science. 2016, 100: 739–746.
- Katharina Grimm. Assessing the Industrial PhD: Stakeholder Insights // Journal of Technology and Science Education. 2018. Vol 8. No. 4. URL: https://www.jotse.org/index.php/jotse/article/view/320/321
- Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Инженерные кадры для новой экономики // Экономика промышленности. 2022. Т. 15. № 3. C. 380–392.
- Пилюгина Е.В. Специфика и этапы реформирования российской аспирантуры // Высшее образование в России. 2025. № 5. C. 141–162.
- Киперман Г.Я., Сурганов Б.С. Популярный экономический словарь. М.: Экономика, 1993. 252 с.
- Цеховой Н.П. Подготовка научных и научно-педагогических кадров через целевую аспирантуру в Томском государственном университете в 1960-1980-е гг. // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 343. С. 103–106.