Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Методы стимулирования сотрудников в секторе крупного бизнеса Китая в контексте классических теорий мотивации

Ван Пэйвэнь, И.В. Владимиров
80,00 ₽
УДК 316.2+005.95/.96(510)
 

Ван Пэйвэнь,

аспирантка социологического факультета,

кафедра экономической социологии и менеджмента

МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва,

https://orcid.org/0009-0003-4541-6405

e-mail: wpwdashuaige@gmail.com

И.В. Владимиров,

аспирант факультета педагогического образования,

кафедра управления образовательными системами

МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва

https://orcid.org/0000‒0003‒4880‒5863

e-mail: vladimirov.msu@gmail.com

 

 

В последние 20 лет потребности сотрудников китайских компаний сильно изменились, что связано с ускоряющимся экономическим ростом Китая и повышением благосостояния населения. Это приводит к изменению ценностей населения и более глубокому осмыслению, а также планированию своего карьерного пути. Изменения в ценностях и паттернах поведения населения Китая, имеющих свою национальную специфику, всё активнее вынуждают работодателя менять методы и средства мотивации для привлечения и удержания ценных высококвалифицированных кадров. Такие изменения представляют большой интерес для специалистов в области социологии управления. Цель: провести обзор современных способов мотивации персонала некоторых крупных коммерческих компаний Китая в контексте классических теорий мотивации. Результаты: в секторе крупного бизнеса современного Китая чаще всего используются мотивирующие подходы с преобладанием материального стимулирования (согласуется с теорией управления Ф. Тейлора), а также сбалансированный подход между материальным и нематериальным стимулированием (согласуется с двухфакторной теорией мотивации Ф. Герцберга). Лишь отдельные крупные компании активно применяют человекоцентричный подход в программах мотивации персонала и четко заявляют о своей гуманистической корпоративной философии (согласуясь с мотивационной теорией Э. Мэйо). Выводы: современные методы мотивации в секторе крупного бизнеса Китая более всего ориентированы на финансовое стимулирование, которым многие компании явно злоупотребляют, брутально покупая личное время человека. В целом выявленная ситуация говорит о преобладании в социуме материальных ценностей и ценности статуса над ценностями личного времени и частной жизни, что может быть связано с особенностями восточной культуры.

Ключевые слова: управление персоналом, Китай, методы мотивации, мотивационная теория Мэйо, теория управления Тейлора, двухфакторная теория мотивации Герцберга

 

Литература

1. Вихорева О.М., Карловская С.Б. Тренды цифровизации как источник изменений мировой экономики // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2022. № 5. С. 220–238. https://doi.org/10.38050/013001052022511

2. Добрина О.А. Представления о человеке труда в классической социологии управления организацией: Фредерик Тэйлор и Элтон Мэйо // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. № 3. С. 412–420. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-3-412-420

3. Молоткова Н.В., Хазанова Д.Л. Диджитализированное управление персоналом: понятие, перспективы развития // Креативная экономика. 2018. № 12 (11). С. 1865–1876. https://doi.org/10.18334/ce.12.11.39560

4. Садовничий В.А., Акаев А.А., Коротаев А.В., Малков С.Ю. Моделирование и прогнозирование мировой динамики. 2012. М.: ИСПИ РАН, 359 c. ISBN: 978-5-7556-0456-7.

5. Boccoli, G., GastaldiL., CorsoM. (2023) The evolution of employee engagement: Towards a Social and Contextual Construct for Balancing Individual Performance and Wellbeing Dynamically. International Journal of Management Reviews. No. 25. Pp. 75–98. https://doi.org/10.1111/ijmr.12304

6. Chai, Z. (1998) Management problems of employee motivation under the condition of Market Economy. Digest of Management Science. No. 11. P. 66.

7. Chen, Hao. (2014) 改革开放我国GDP变化. Foreign Investment in China. No. 01. Pp. 174–175. https://doi.org/10.3969/j.issn.1004-8146.2014.01.174

8. ChuttleH., CiarlanteD. (1998) Consumer behavior in Asia. Palgrave Macmillan Press. London. P. 93. ISBN: 0333740777.

9. Daft, R.L., MarcicD. (2001) Understanding management (3rd Ed.). Harcourt College Publishers. P. 606. ISBN: 0030338271, 9780030338274.

10. Ding, Zedong et al. (2022) Study on the realization dilemma and guarantee system of workers’ right to rest from the perspective of ‘996’ working system. Advances in Economics, Business and Management Research. Vol. 215. Proceedings of the 7th ICSSED. P. 2150–2155.

11. DuttaS., LanvinB. et al. (2023) Global Innovation Index 2023. Innovation in the face of uncertainty (16th ed.). World Intellectual Property Organization. Geneva. WIPO Publ. https://doi.org/10.34667/tind.48220. ISBN: 978-92-805-3320-0.

12. Fan, Jiabao. (2021) 本土零售企业核心竞争力构建研究. Co-Operative Economy & Science. No. 650 (03). Pp. 95–97. https://doi.org/10.3969/j.issn.1672-190X.2021.03.042

13. Gupta, A., TandonA., BarmanD. (2019) Employee Engagement – Evolution, Approaches and Perspectives. In book: Management Techniques for Employee Engagement in Contemporary Organizations. P. 1–19. https://doi.org/10.4018/978-1-5225-7799-7.ch001

14. HerzbergF., Mausne B., SnydermanB.B. (1959) The motivation to work (2nd ed.). New York: John Wiley. P. 157. ISBN: 0471373893.

15. Li, Cuiping. (2021) The application of employee incentive mechanism in enterprise human resource management. China market. (30): 2. P. 100–101. https://doi.org/10.13939/j.cnki.zgsc.2021.30.100

16. Li, Guangli. (2001) 国有企业激励员工的合理思路. Enterprise Economy. No. 07. Pp. 19–20. https://doi.org/10.3969/j.issn.1006-5024.2001.07.007

17. Li, Jianfu, Shen, Songying. (2007) Difficulties in stimulating workers in small-scaled enterprises and their solutions. Journal of Jiangxi Agricultural University (Social Science Edition). No. 04. Pp. 86–89. https://doi.org/10.16195/j.cnki.cn36-1328/f.2007.04.040

18. Li, Ming, ZhengMin. (2021) Research huawei’s human resource management model by wireless network Communication and association rule algorithms. Wireless Communications and Mobile Computing. Pp. 1–15. https://doi.org/10.1155/2021/2031232

19. Liang, Hao. (2023) The Optimization Way of Enterprise Human Resource Compensation Incentive Strategy. Modern Management. No. 13 (5). Pp. 563–568. https://doi.org/10.12677/MM.2023.135072

20. Liu, Xingliang. (2021) Research on employee incentive mechanism of engineering construction enterprises. China market. No. 1095 (32). Pp. 114–115. https://doi.org/10.13939/j.cnki.zgsc.2021.32.114

21. Liu, Y. (1997) Fifteen Methods of employee motivation. Enterprise Research. No. 02. Pp. 2–17.

22. Lodén, T. (2017) Chinese and Western culture: the myth of essential difference. Chapter In: Orientaliska studier. No. 121. Pp. 61–73. ISSN 0345-8997.

23. Meng, H. (2001) Workers’ Incentive: Another way for the reform of state-owned enterprises. Journal of Chongqing Technology and Business University (Social Science Edition). No. 4. Pp. 32–35. https://doi.org/10.3969/j.issn.1672-0598.2001.04.011

24. Nevis, E. (1983) Cultural assumptions and productivity: the United States and China. Sloan Management Review. Vol. 24. Pp. 17–29.

25. Niu, Fang. (2009) Analysis of the reasons of the failure of incentive mechanisms in Enterprise Performance Management. Management Observer. (3):2. P. 3–26. https://doi.org/10.3969/j.issn.1674-2877.2009.03.026

26. Reeve, J. (2015) Understanding motivation and emotion (6th ed.). Hoboken, NJ. Wiley & Sons. 648 p. ISBN: 1118517792, 9781118517796.

27. Robbins, S.P., JudgeT.A. (2008) Organizational Behavior. (13th ed.) Upper Saddle River, NJ. Pearson Prentice Hall. ISBN: 0136007171, 978-0136007173.

28. TerenceJ., MetteB. (1998) Foreign companies and Chinese workers: employee motivation in the People’s Republic of China. Journal of Organizational Change Management. No. 11 (4). Pp. 282–300.

29. Wang, J.J. (2020) How managers use culture and controls to impose a ‘996’ work regime in China that constitutes modern slavery. Accounting & Finance. 60 (4). Pp. 4331–4359. https://doi.org/10.1111/acfi.12682

30. ZhangH., LuY. (1994) Analysis of employee’s potential and playing. Social Science Series. (3):2. Pp. 3–21.