М.В. Попугайло,
канд. мед. наук, доцент
кафедра патологической физиологии
Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург
e-mail: pathophis@yandex.ru.
https://orcid.org/0000-0003-4820-5964
И.С. Солдатов,
студент
Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург
e-mail: ivan2002soldatov@mail.ru
Д.С. Оствальд,
студентка
Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург
e-mail: dasha.kocharina@mail.ru
Д.Ю. Гребнев,
д-р мед. наук, доцент,
заведующий кафедрой патологической физиологии
Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург
e-mail: dr-grebnev77@mail.ru
https://orcid.org/0000-0002-5698-8404
И.Ю. Маклакова,
д-р мед. наук, доцент,
заведующая кафедрой нормальной физиологии,
доцент кафедры патологической физиологии
Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург
e-mail: makliu@mail.ru
https://orcid.org/0000-0002-6895-7947
Представлены результаты анкетирования студентов 3 курса института педиатрии и репродуктивной медицины Уральского государственного медицинского университета (УГМУ) об отношении к проблемам, которые влияют на успеваемость по дисциплине «Патологическая физиология». Показано, что большой процент респондентов имеет высокую мотивацию к освоению данной дисциплины, удовлетворены информацией, получаемой на лекциях и практических занятиях. При анкетировании студенты достаточно объективно оценили формы проведения контроля и проблемы, связанные с улучшением преподавания патофизиологии. Однако проведенный анализ результатов первичного модульного контроля знаний по патофизиологии показал низкий процент успешной их сдачи. Эти данные противоречили результатам анкетирования, в соответствии с которыми студенты достаточно позитивно оценивали освоение учебной программы. Это обстоятельство побудило провести дополнительный опрос данной группы студентов с целью уточнить, что именно они считают существенными факторами, мешающими вовремя сдавать модуль контроля. Полученные результаты позволили в определенной степени прояснить некоторые проблемы с успеваемостью у студентов, но вызвали дополнительные вопросы. Но вывод о повышении роли воспитательной работы в вузе представляется объективно закономерным, как и вывод о необходимости совершенствования методов преподавания и контроля знаний по патофизиологии.
Ключевые слова: патологическая физиология, студент, респондент, анкетирование, модульный контроль, лекция, практическое занятие, успеваемость, студенческая психология, мотивация
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки
Литература
1. Шульга Е.В., Шульга В.И. Отношение студентов к учебе: основные причины успеваемости и неуспеваемости // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. №1 (14). С. 110-114.
2. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Социальный контекст образовательной неуспешности учащейся молодежи // Образование и наука. 2021. № 2. С. 114–139.
3. Золотарева А.А. Апатия и академическая неуспеваемость студентов: результаты пилотажного лонгитюдного исследования // Сибирский психологический журнал. 2021. № 81. С. 187–200. DOI: 10.17223/17267081/81/9
4. Шибаев В.П., Шибаева Л.М. Система работы по повышению успеваемости студентов // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4 (41). С. 202–203.
5. Артищева Е.К., Брызгалова С.И. Неуспеваемость в вузе с точки зрения выпускников-дипломантов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Философия, педагогика, психология. 2012. № 11. С. 19–28.
6. Николаева Е.А. Неуспевающие студенты как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 824–827. URL: https://moluch.ru/archive/83/15326/ (дата обращения: 31.05.2025).
7. Бодина О.В., Писковацкова А.Э., Макарова М.В., Тишков Д.С. Современное состояние образовательного процесса в вузах и пути повышения его эффективности // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 17–19.
8. Тишков Д.С. Изучение факторов, влияющих на успеваемость студентов медицинского вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 181–183.
9. Ханова Г.Г. Патологическая физиология и ее основные аспекты // Вестник науки. 2024. Т. 4. № 10 (79). С. 1030–1032.
10. Маклакова И.Ю., Гребнев Д.Ю., Попугайло М.В. [и др.]. Оценка успеваемости студентов 3 курса медико-профилактического факультета по дисциплине «Патологическая физиология» // Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2019. № 2. С. 53–55.
11. Беляева Л.Е., Хитёва С.А. [и др.]. Анализ выживаемости знаний студентов лечебного факультета по дисциплине «Патологическая физиология» // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2018. № 5. С. 124–131.
12. Никулина И.В. Психологические особенности студенческого возраста: учеб. пособие. Самара: Универс групп, 2009. 100 c.
13. Васькова Н.А., Садова Н.Г., Григоренко И.Н. Особенности развития личности студента // Научные труды Дальрыбвтуза. 2007. № 19. С. 401–412.
14. Чернякевич Е.Ю. Психологические детерминанты учебной деятельности академически неуспевающих студентов вуза // Вестник университета. 2022. № 9. С. 199–206.