Ли Чжожу,
аспирант социологического факультета
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Россия);
Заместитель генерального секретаря
Общества мировой политической экономии (Китай);
научный сотрудник Института исследований государственной безопасности
Нанкайский университет (Китай)
e-mail: liz@my.msu.ru
Первая часть формирует концептуально-методологический фундамент исследования, посвященного институционализации празднования Дня Победы в современной России. Опираясь на теорию символического капитала П. Бурдье, концепцию структурации и сетевой власти, автор предлагает трехуровневую модель «государство – партии – общество», описывающую превращение коллективной памяти в признанный символический ресурс. Уточняются ключевые понятия, формулируются исследовательские вопросы и гипотезы о связи ритуализированного воспоминания с социальной сплоченностью и политической легитимацией. Обосновывается комбинированная методология (включенное наблюдение, анализ документов, сравнительный дискурс-трекинг) и оцениваются ее пределы валидности. Часть I задает аналитическую рамку и операционализируемые индикаторы, необходимые для эмпирической проверки во второй части.
Ключевые слова: коллективная память, символический капитал, институционализированный ритуал, теоретическая рамка, методология
Литература
[2] Davydova-Minguet, O. (2022) Performing memory in conflicting settings: Russian immigrants and the remembrance of World War II in Finland. East European politics and societies, 36 (01): 225–247.
[3] Free, A. (2024) Exhibiting the Great Patriotic War in Soviet capitals: Moscow, Kyiv, Minsk. Studia Rossica Posnaniensia, 49 (1): 141–158.
[4] Gabowitsch, M. (2024) Mimetic De-commemoration: The Fate of Soviet War Memorials in Eastern Europe in 2022–2023. kunsttexte. de-Journal für Kunst-und Bildgeschichte, (1): 1–9.
[5] George Soroka & Félix Krawatzek (2021) When the Past Is Not Another Country: The Battlefields of History in Russia, Problems of Post-Communism, 68:5, 353–367, DOI: 10.1080/10758216.2021.1966989
[6] Gourinovitch, O. (2024) The Borderline State: Belarusian Wars of War Memories since 2020. kunsttexte. de-Journal für Kunst-und Bildgeschichte, (1): 1–12.
[7] Griffin, S. (2024) Putin’s holy war of the fatherland: Sacred memory and the Russian invasion of Ukraine. The Russian Review, 83 (1): 79–92. DOI: 10.1111/russ.12578
[8] Bourdieu, P., Richardson, J. (1986) Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education, Westport, CT: Greenwood, pp. 241–258
[9] Sklokina, I. (2024) World War II Monuments in Ukraine: Protection, Dismantling, Reuse since 2022. kunsttexte. de-Journal für Kunst-und Bildgeschichte, (1): 1–15.
[10] Иванов А.Г., Целыковский А.А. (2024) «Империя добра»: медиапроработка истории СССР в телеверсиях Дмитрия Киселева // Вестник Томского государственного университета. Филология, (92): 265–279. DOI: 10.17223/19986645/92/14
[11] Бешкинская В.С. (2023) «Бессмертный полк России»: символические и практические сдвиги в воспроизведении и интерпретации практики в 2019–2022 гг. // Политическая наука, (2): 94–113.
[12] Ефремова В.Н. (2024) Когда этничность имеет значение: исследование политики идентичности республик РФ (Рецензия) // Политическая наука, (1): 316–325. http://www.doi.org/10.31249/poln/2024.01.13
[13] Иванов А.Г. (2024) Атрибутивные характеристики мифологизации советского прошлого (на примере кластера «спорт») // Вестник Томского государственного университета, (505): 91–98. DOI: 10.17223/15617793/505/9
[14] Маркс К., Энгельс Ф. (1955) Полное собрание сочинений. Т. 3. М: Изд-во политической литературы. С. 2.
[15] Маркс К., Энгельс Ф. (1957) Полное собрание сочинений. Т. 8. М: Изд-во политической литературы. С. 119.
[16] Ли, Жуйцинь. (2018) Переосмысление «советской памяти» и защита национальных героев: государственная стратегия России по борьбе с историческим нигилизмом // Исследования мирового социализма, 3 (4): 65–72, 96.
[17] Ли, Шаося, Вэй, Ли, Юэ, Чжэчжэ. (2024) Измерение коллективной памяти в укреплении сознания общности китайской нации: трехвременная конструкция, основанная на диахронии, синхронии и актуальности коллективной памяти // Исследования национальностей Гуанси, (4): 76–87.
[18] Линченко А.А., Батищев Р.Ю. (2024) Имперская мифосимволика в современном политическом дискурсе постколониальных и посткоммунистических обществ // Вестник Томского государственного университета, (504): 80–91. DOI: 10.17223/15617793/504/8
[19] Лу Либо, Лю Цзиньхуа. (2020) Исследование воспитания патриотизма в условиях конструирования исторической памяти об ВОВ в России // Сравнительные исследования в области образования, 42 (11): 60–68.
[20] Лю Яцзю. (2020) Реляционная и обязательная память как структуры социальной памяти — культурное измерение коллективной памяти Жицина // Исследование социологии, 35 (02): 170–194, 245.
[21] Малинова О.Ю., Карпова Н.В. (2023) Депутаты Государственной думы акторы российской политики памяти: на примере трансформации Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» // Политическая наука, (1): 113–138.
[22] Маркс К., Энгельс Ф. (1979) Избр. произв.: в 3 т. М.: Политиздат. Т. 1. 640 с. С. 39.
[23] Мелешкина Е.Ю., Толпыгина О.А. (2023) Использование образов советского прошлого в риторике Справедливой России и ЛДПР // Политическая наука, (1): 92–112.
[24] Пахалюк К.А. (2023) Трансформация политического использования памяти о нацистских преступлениях в современной России // Политическая наука, (2): 65–93.
[25] Скоробогацкий В.В. (2023) Судьба СССР: теоретическая загадка или идеологический миф? // Антиномии, 23 (4): 67–95. DOI: 10.17506/26867206_2023_23_4_67
[26] Целыковский А.А. (2024) «Союз нерушимый»: формы возвращения советских социально-политических практик в российскую действительность // Вестник Томского государственного университета, (505): 106–113. DOI: 10.17223/15617793/505/11
[27] Цзуляти Сымайи, Лю Цинбин. Исследование формирования общественного сознания китайской нации в области культурных символов // Фронт общественных наук, (04): 212–218.