Т.Ю. Кирилина,
д-р социол. наук, профессор,
кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза,
летчика-космонавта А.А. Леонова (ФГБОУ ВО Технологический университет),
г. Королёв, Московская область
e-mail: tykirilina@gmail.com
В статье анализируются представления современной российской молодежи об образовании как канале социальной мобильности и возможностях повышения социального статуса с помощью данного социального лифта. Эмпирической базой исследования послужили результаты опроса 462 респондентов в возрасте от 14 до 35 лет. Более трех четвертей респондентов не удовлетворены своим социальным статусом и хотели бы его повысить. Молодые участники опроса полагают, что в первую очередь образование и наука позволяют преуспеть в современном российском обществе, если рассчитывать только на свои способности.
В современной России низкий уровень образования является барьером для восходящей социальной мобильности. Хорошее образование необходимо для доступа к управленческим должностям и престижным профессиям. Поэтому подавляющее большинство респондентов планируют и в дальнейшем повышать уровень своего образования. В то же время высшее образование в современной России не является, как во многих европейских странах, гарантом обладания властными полномочиями и получения высокого дохода.
Ключевые слова: образование, социальный институт, социальная мобильность, восходящая вертикальная мобильность, социальные лифты, молодежь.
Литература
- Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология [Электронный журнал www.ecsoc.msses.ru]. 2002. Т. 3. № 5. С. 60–74.
- Доклад о реализации государственной политики в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования 2024 г. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/9FSaRZ2GJ7GRZc1hTICXDQAV9orIaXtI.pdf (дата общения: 27.02.2025).
- Европейское социальное исследование (ESS). URL: https://stessrelpubprodwe.blob.core.windows.net/data/round8/survey/ESS8_appendix_a1_e02_4.pdf (дата общения: 27.02.2025)
- Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Социология высшего образования: монография. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2019. 539 с.
- Индикаторы образования: 2025: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Т.А. Варламова, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2025. 452 с.
- Итоги переписи населения РФ 2020 год [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Tom3_tab1_VPN-2020.xlsx (дата обращения: 01.03.2025).
- Коленникова Н.Д. Как образование и должность влияют на зарплату. М.: Высшая школа экономики, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://iq.hse.ru/news/213146392.html (дата обращения: 01.03.2025).
- Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. H.A. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.
- Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник / Т.А. Варламова, Л.М. Гохберг, О.К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2023. 132 с.
- Прохода В.А. Образование как канал межпоколенной социальной мобильности в России и других европейских странах // Вестник Московского ун-та. Серия. 7. Философия. 2019. № 3. С. 65–80.
- Сорокин П.А. Социальная мобильность / пер. с англ. М.В. Соколовой. М.: Academia, LVS, 2005. – XX, 588 с.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Изд-во политической литературы, 1992. С. 297–307, С. 373–423.