Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Исследование проблемы выбора методов мотивации сотрудников «поколения Z» в современном Китае

Ван Пэйвень
80,00 ₽
УДК 316.6+005.95-057(510)
 

 

Ван Пэйвэнь,

аспирантка социологического факультета

кафедра экономической социологии и менеджмента

МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва

https://orcid.org/0009-0003-4541-6405

e-mail: w15754540560@qq.com

 

Актуальность: Быстрое экономическое развитие Китая в 1990-х годах, корректировка национальной политики, официальное вступление Китая в ВТО в 2001 году и другие исторические события привели к уникальным предпосылкам появления новых черт характера людей, принадлежащих к «поколению Z». Со сменой поколений в обществе происходят значительные изменения — меняется менталитет у сотрудников, их подход к работе. Необходимо отметить, что сотрудники всегда являются основным элементом развития предприятия и, только применяя научные методы мотивации сотрудников, можно повысить основную конкурентоспособность предприятий. Поэтому вопросы, связанные с мотивацией сотрудников, всегда находятся в центре внимания исследователей в области экономики и социологии. Мотивация «поколения Z» в современном Китае стала актуальной темой. Цель: рассмотреть проблемы, которые могут повлиять на мотивацию сотрудников «поколения Z» в современном китайском обществе, а также определить способы адаптации к возникающим проблемам. Методология: в работе используются анализ литературы, исторические сравнения и общий логический подход, позволяющие при анализе перенести классические теории мотивации (А. Маслоу, Ф. Герцберг) в реальность. Результаты: обоснование того, что в настоящее время в Китае могут возникнуть следующие проблемы, связанные с мотивацией сотрудников «поколения Z». Вывод: сотрудники, которые относятся к «поколению Z», обладают развитым самосознанием, быстро воспринимают всё новое, хорошо владеют информационными технологиями, способны к самовыражению и самореализации, они стремятся к справедливости, верят, что все люди рождаются равными, и т. д. Поэтому сотрудников «поколения Z» в современном Китае следует мотивировать иначе, чем представителей «поколений X и Y». Менеджеры должны исходить из потребностей самих сотрудников в сочетании с реальной ситуацией в коллективе, материальными и нематериальными благами, стараться постоянно улучшать гигиенические факторы, усиливать мотивацию и применять дифференцированные стимулы, действительно ориентированные на людей, для достижения соответствующего воздействия на сотрудников.

Ключевые слова: «поколение Z», управление персоналом, Китай, мотивация сотрудников, китайские предприятия.

 

Литература

1. Анисько Е.Л. Инструменты нематериальной мотивации для сотрудников поколения Y и Z // Экономика и социум. 2019. № 1-1 (56).

2. Сапа А.В. Поколение Z — поколение эпохи ФГОС // Продуктивная педагогика 2015. № 8 (56). С. 2–9.

3. Секерин В.Д., Горяинова А.И., Семенова В.В. Особенности трудовой мотивации сотрудников поколения Z // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Экономика. 2022. № 4.

4. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42).

5. Нечаев Н.Н., Дурнева Е.Е. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36–45.

6. 金姬,张庄仪.各国Z世代青年说[J].新民周刊,2021(27): 66–69.

7. 王玉叶. “Z世代”大学生职业观教育研究[D].安徽工程大学, 2023. DOI: 10.27763/d.cnki.gahgc.2023.000595

8. 赵颖,车丽萍."基于双因素理论的“Z世代”员工激励策略研究." 经济研究导刊 .11(2024):133-135. DOI: CNKI:SUN:JJYD.0.2024-11-038

9. Herzberg F., Mausner B., Snyderman B.B. The motivation to work. 2nd ed. N. Y.: John Wiley, 1959. P. 157. ISBN: 0471373893.

10. Howe, Neil; Strauss, William. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. N. Y.: William Morrow & Company, 1991. ISBN: 978-0-688-11912-6.

11. Maslow A.H. Motivation and Personality. N. Y.: Harper and Row, 1954.