Н.В. Михайлова,
канд. филос. наук, доцент
Институт информационных технологий
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, г. Минск, Беларусь
е-mail: n.mikhajlova@bsuir.by
К важнейшим проблемным реалиям современности можно отнести повышение роли математического образования в интеллектуальной составляющей мировоззренческого бытия. Интеллектуальный аспект когнитивно-рефлексивной роли логической культуры мышления в математическом знании предполагает отнести ее к важнейшей познавательной компетенции, регулирующей механизм мышления. В статье обсуждается феномен культуры логического мышления и когнитивно-рефлексивные подходы к его анализу. Логика организует и упорядочивает мышление, освобождая от консерватизма при выборе методов исследования, развивая когнитивно-логические навыки общения. Умение логично и четко выражать свои мысли — это идеальный тренажер не только для математиков, но и для общего интеллектуального развития любого человека. Поэтому логическая проблематика оказывается ключевой в университетском образовании.
Ключевые слова: критическая рефлексия, формальная логика, математическое знание, культура мышления, когнитивное понимание.
Литература
1. Силантьева М.В. Проблемы логики и теории познания в современном гуманитарном знании. М.: Изд-во «МГИМО-Университет», 2006. 48 с.
2. Пушкарский А.Г. О ключевой роли логики и логической культуры в философском познании и образовании // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 53. С. 20–31.
3. Арепьев Е.И., Мороз В.В. Онто-гносеологическое истолкование логических основ математического знания // Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 9. Философские науки. Вып. 49. С. 12–17.
4. Брауэр Л.Э.Я. Недостоверность принципов логики // Логические исследования. 2016. Т. 22, № 1. С. 171–176.
5. Уэстон Э. Аргументация. Десять уроков для начинающих авторов. М.: Флинта: Наука, 2005. 96 с.
6. Яшин Б.Л. Интуиция и логика в математическом творчестве // Математика в контексте философских проблем: учебное пособие. М.: МПГУ, 2012. С. 75–81.
7. Грифцова И.Н. Логика как теоретическая и практическая дисциплина. К вопросу о соотношении формальной и неформальной логики. М.: Эдиториал УРСС, 1998. 151 с.