Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Технология подготовки будущих инженеров к выполнению профессиональных задач на иностранном языке

А.Д.Чувашова
80,00 ₽
УДК 37.09:811.111`24+62
 

А.Д. Чувашова,

канд. пед. наук, старший преподаватель

кафедра иностранных языков

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

e-mail: chuvashovaad@susu.ru

 

 

Профессиональное становление личности будущих инженеров, отождествление себя с будущей профессией, формирование готовности к ней являются ключевыми задачами инженерного образования. Иностранный язык — это один из предметов, изучая который, будущие инженеры непременно обогащают свой образовательный ресурс и в процессе изучения языка приобретают значимые личностные качества. Иноязычная подготовка сегодня является крайне важным и неотъемлемым требованием к инженерному образованию, так как ситуация на международной арене актуализирует потребность в подготовке будущих инженеров, способных представлять национальные интересы страны. В статье представлена авторская технология подготовки будущих инженеров к решению профессиональных задач с использованием иностранного языка и результаты ее апробации на базе ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)». Методическая основа исследования — анализ образовательных и профессиональных стандартов, регламентирующих требования к профессиональной компетентности будущих инженеров; а также анализ научных публикаций, посвященных проблеме приобретения иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции. Эмпирической базой послужили данные, полученные в ходе экспериментальной работы по апробации авторской технологии. Исследование базируется на методологии праксеологического и интегративного подходов к разработке теоретико-методологических основ подготовки будущих инженеров к решению профессиональных задач. В результате апробации разработанной технологии, включающей ознакомительный, лингвистический и квазипрофессиональный этапы, была доказана ее эффективность в подготовке будущих инженерных кадров к выполнению профессиональных задач с использованием иностранного языка.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, иноязычная коммуникативная компетенция, будущий инженер, английский для инженеров, профессиональная задача, профессиональная готовность, педагогическая технология

 

Литература

  1. Краснощекова Г.А. Лингвистическая компетенция — основа для формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 176.
  2. López Garay H., Reyes A. Learning the “Systems Language”: The current challenge for engineering education // Kybernetes. 2019. Vol. 48. No. 7. P. 1418–1436. 
  3. Tagnin L. Building science through questions in content and language integrated learning (CLIL) classrooms // International journal of STEM education. 2021. Vol. 8. Iss. 1. Article number 34.
  4. Меркулова Л.В. Оценка готовности учителя к профессиональной деятельности в персональной образовательной среде // Вестник Оренбургского государственного университета.  2016. № 8 (196). С. 33–40.
  5. Ibatova A.Z., Kuzmenko V.I. Teaching engineers in higher educational establishments: Didactic Prerequisites // International journal of civil engineering and technology. 2018. Vol. 9. No. 3. P. 502–507.
  6. Sánchez Ramos M.M. Teaching English for medical translation: A corpus-based approach // Iranian journal of language teaching research. 2020. Vol.8. Issue 2. P. 25–30.
  7. Ai B., Kostogriz A., Wen D., Wang L. Student presentations as a means of teaching and learning English for Specific Purposes: an action research study // Teaching in higher education. 2020. Vol. 25. No. 2. P. 223–237. DOI: 10.1080/13562517.2018.1557136
  8. Pushmina S. Teaching EMI and ESP in Instagram // Lecture notes in networks and systems. 2020. Vol. 131. P. 475–482. DOI: 10.1007/978-3-030-47415-7_50
  9. Зудина А.И. Формирование профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции через использование технологии смешанного обучения (blended learning) // Russian journal of education and psychology. 2022. Т. 13. № 3. С. 7–21. 
  10. Бухарова Г.Д. О сущности понятий «Технология» и «Педагогическая технология» // Мастерство online. 2017. 1 (10).
  11. Чувашова А.Д. Система формирования интегративной готовности к профессиональной деятельности на иностранном языке // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72–4. С. 288–292.
  12. Шерехова О.М. Использование элементов предметно-языкового интегрированного обучения в вузе // Конструктивные педагогические заметки. 2023. № 11–1 (19). С. 8–20.