Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Представления руководителей образовательных организаций о специфике конкурентоспособности современного педагога в мегаполисе

С.Н. Вачкова, Е.Ю. Петряева, В.Б. Салахова, Ю.И. Суменкова
80,00 ₽
УДК 378-3
 

С.Н. Вачкова,

д-р пед. наук, доцент,

директор Научно-исследовательского института

урбанистики и глобального образования

Московский городской педагогический университет

https://orcid.org/0000-0002-3136-3336

e-mail: SVachkova@mgpu.ru

Е.Ю. Петряева,

директор центра аналитических исследований и моделирования в образовании

Научно-исследовательский институт урбанистики и глобального образования

Московский городской педагогический университет

https://orcid.org/0000-0002-2817-135X

e-mail: petryaevaeyu@mgpu.ru

В.Б. Салахова,

канд. психол. наук, вед. науч. сотрудник

Московский городской педагогический университет;

вед. науч. сотрудник

Центр исследования проблем безопасности РАН, г. Москва

https://orcid.org/0000-0002-5056-6518

e-mail: vbsalakhova@mail.ru

Ю.И. Суменкова,

эксперт центра аналитических исследований и моделирования в образовании

Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования

Московский городской педагогический университет

https://orcid.org/0000-0001-6632-9130

e-mail: sumenkovayui@mgpu.ru

 

 

Проведенное исследование было направлено на выявление представлений руководителей образовательных организаций о специфике конкурентоспособности современного педагога в г. Москве. Методом исследования выступило полуструктурированное интервью. Информантами выступили 6 директоров школ и 3 заместителя директора. Анализ результатов позволил выделить ряд особенностей конкурентоспособности современного педагога, которые, по мнению директоров школ, характерны для личности и деятельности учителя в таком мегаполисе, как Москва. Это: успешность учителя, нерелевантность понятия «конкурентоспособность педагога» московской системе образования, сходные условия работы  как возможность проявления конкурентоспособности, предметные навыки и навыки работы с детьми с ОВЗ как самые востребованные в современной московской школе, связь потребности в педагогических кадрах с решением задач образовательной политики города, образование и профессиональное развитие — главные критерии при отборе педагогов, вовлеченность как преимущество педагога при отборе, стратегии отбора сотрудников — решение директора и коллегиальность, дефицитные компетенции педагогов — необходимые компетенции на ближайшие 10 лет, долгосрочные стратегии школы в отборе кадров.

Ключевые слова: современный педагог в мегаполисе, конкурентоспособность педагога, представления директоров, интервью, признаки конкурентоспособности

 

Литература

1.       Абанкина И.В., Беликов А.А., Гапонова О.С. и др. Глобальная конкурентоспособность российского образования // Материалы для дискуссии. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 112 с.

2.       Евплова Е.В., Зареева Т.В. Личностная (индивидуальная) и корпоративная конкурентоспособность будущего специалиста: сходства и различия // Вестник ВЭГУ. 2017. № 4 (90). С. 32–40.

3.       Барышникова М.Ю., Вашурина Е.В., Шарыкина Э.А. и др. Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации // Вопросы образования: ежеквартальный научно-образовательный журнал. 2019. № 1. С. 8–43.

4.       Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 468 с.

5.       Баянова А.Р. О факторах конкурентоспособности педагога высшей школы // Материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной актуальным вопросам профессионального и технологического образования в современных условиях (31 мая 2019 г.): в 2 т. Т. 2. Ульяновск, 2019. C. 31–35.

6.       Богоудинова Р.З. Теоретико-методологические обоснования проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов // Известия Российской академии образования. 2017. № 3 (43). С. 95–100.

7.       Анонова С.И. К вопросу о сущности и структуре способностей // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2013. № 1. С. 8–15.

8.       Астапенко Е.В. Педагогическое обеспечение формирования конкурентоспособности личности студента в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2008.

9.       Калашников М.М. К вопросу о сущности понятия способностей в педагогике и психологии // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 1. С. 45–52.

10.     Гильмеева Р.Х., Левина Е.Ю., Трегубова Т.М., Шибанкова Л.А. Научно-методическое обеспечение профессионального роста педагога по подготовке кадров: научно-методическое пособие / под науч. ред. В.Е. Козлова, С.В. Хусаиновой. Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2019. 156 с.

11.     Шадриков В.Д. К новой психологической теории способностей и одаренности // Психологический журнал. 2019. T. 40. № 2. C. 15–26.

12.     Фатхутдинов Р.А. Сущность конкурентоспособности // Современная конкуренция. 2009. № 3. С. 99–129.

13.     Баянова А.Р. К вопросу о сущности конкурентоспособности преподавателя высшей школы в современных условиях // Казанский педагогический журнал. 2019. № 6 (137). С. 24–30.

14.     Булбулов Д. Системный подход к проблеме повышения квалификации по формированию конкурентоспособности учителей в условиях реформирования общего образования в Таджикистане: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Душанбе, 2014.

15.     Шмелев А.Г. Конкуренция как метакатегория современной психологии. Сообщение 2 // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2014. № 4 (7). С. 97–108.

16.     Абрамова И.Г. Риск в педагогической деятельности: теория и практика // Магистр. 1999. № 5. С. 1557–1560.

17.     Сабинина Н.Н. Риски в инновационной деятельности педагога и их профилактика // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6. С. 85–89.

18.     Дудко Д.В. Когнитивная компетентность личности будущего педагога и динамика ее формирования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 63 (2). С. 63–68.

19.     Сайфуллина Н.А., Валеева Р.А. Прогностическая компетентность будущих педагогов: обзор современного состояния проблемы // Образование и саморазвитие. 2019. № 3 (14). С. 140–149.

  1. Binti Ali, Z., Abd Latif, S. Teacher leader competency development: a panacea for a VUCA world? // Journal of Pharmaceutical Negative Results. 2022. Vol. 13. Special Iss. 9. DOI: 10.47750/pnr.2022.13.S09.676
  2. Ciolacu, M.I., Mihailescu, B., Rachbauer, T, Hansen, C. [and etc.]. Fostering Engineering Education 4.0 Paradigm Facing the Pandemic and VUCA World // Procedia Computer Science. 2023. Vol. 217. P. 177–186. URL: https://doi.org/10.1016/j.procs.2022.12.213
  3. Pang, E., Wong, M., Leung, C.H., Coombes, J. Competencies for fresh graduates’ success at work: Perspectives of employers // Industry and Higher Education. 2019. No. 33 (1). P. 55–65.
  4. Simon, F.C., Xiangdong, W., Junsen, Z. Soft skills, hard skills, and the black/white wage gap // Economic Inquiry. 2017. No. 2 (55). P. 1032–1053
  5. Vidal, J. Systems Thinking in Education: Its Application in a D-VUCA World. DOI: 10.13140/RG.2.2.11873.79208