Д.З. Камалова,
аспирант кафедры теории и методики обучения
естествознанию, математике и информатике в период детства
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург
e-mail: nardochka@mail.ru
Статья посвящена проблеме диагностики уровня развития познавательной самостоятельности учащихся основной школы на уроках математики. Обоснована актуальность развития познавательной самостоятельности в подростковом возрасте. Раскрыты цель, задачи и гипотеза экспериментальной работы в рамках диссертационного исследования автора. Представлены критерии и показатели оценки уровня развития познавательной самостоятельности, разработанные на основе модели, включающей мотивационно-целевой, эмоционально-волевой и содержательно-операционный компоненты. Описан диагностический инструментарий, содержащий методики «Изучение волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана, «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М.В. Матюхиной, самостоятельную работу по математике с задачами разного уровня сложности. Приведены количественные и качественные результаты диагностики познавательной самостоятельности учащихся 8-х классов на констатирующем этапе педагогического эксперимента. Анализ данных соотнесен с теоретическими положениями модели. Выявлено преобладание среднего и низкого уровней развития познавательной самостоятельности, типичные затруднения учащихся, обоснована необходимость проведения формирующей работы. Намечены перспективы реализации разработанной методики на последующих этапах эксперимента.
Ключевые слова: познавательная самостоятельность, диагностика, критерии, показатели, методики, констатирующий эксперимент, учащиеся основной школы, обучение математике.
Литература
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Эксмо, 2023. 554 с.
- Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. URL: http://elib.old.gnpbu.ru/text/esipov_samostoyatelnaya-rabota_1961/go,0;fs,0/ (дата обращения: 21.08.2024).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 № 1897. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 20.04.2023).
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. 240 с.
- Половникова Н.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Казань, 1976. 45 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 208 с.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. URL: https://spblib.ru/ru/catalog/-/books/11391179-aktivizatsiya-poznavatel-noy-deyatel-nosti-uchashchikhsya-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 21.08.2024).
- Voss T., Wittwer J. Teaching in Times of Corona: A Look at the Challenges from the Perspective of Teaching and Instructional Research // Unterrichtswissenschaft. 2020. № 48 (4). P. 601–627.