С.П. Бабенко,
д-р техн. наук, профессор
Московский государственный технический университет
имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
e-mail: bsp@bmstu.ru
А.В. Бадьин,
канд. физ.-мат. наук, доцент
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
e-mail: badyin@phys.msu.ru
В статье перечислены основные моменты развития образовательной системы России начиная с революционных преобразований 1917 года. Сразу же намеченный путь на достижение всеобщей грамотности в стране был пройден в рекордно короткий срок. Система образования в России строилась по примеру наиболее передовых по тем временам стран. Была принята традиционная модель образования, представляющая собой совокупность базовых знаний, умений и навыков.
Отмечены изменения, возникшие в этом процессе после так называемой перестройки в стране. Они носили не только положительный характер и потому породили желание сблизиться с Болонской системой, возникшей в самом конце XX века и создавшей единое европейское пространство высшего образования. В 2003 году Россия входит в Болонскую систему образования.
Отмечено, какую роль сыграло вступление нашей страны в Болонскую систему образования и какова причина выхода из нее. Отмечено, какие инновации, тренды (цифровизация, неформальное образование и другие), сформировавшиеся в рамках Болонской системы, получили отклик в нашей системе образования и сыграли ли они ту роль, которая была предписана им Болонской системой.
Указаны направления, которые отмечают руководители нашей системы образования и ее ответственные представители как возможные причины трудностей, сохраняющихся в нашей системе образования по сегодняшний день.
Авторы статьи высказывают мнение относительно некоторых конкретных трудностей и предлагают методы преподавания, которые могут облегчить преодоление этих трудностей. Приводится конкретный пример решения такой задачи.
Ключевые слова: традиционная модель, тренды, цифровизация, неформальное образование, инновационные преобразования, методы обучения.
Литература
- Бордовский Г.А. Что же было лучшим в советской системе образования? // Высшее образование сегодня. 2018. № 1. С. 2–6. DOI: 10.25586/RNU.HET.18.01.P.02
- Филиппов В.М. Некоторые основные мероприятия по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. // Инновации в образовании. 2003. № 3. С. 5–33.
- Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л., Камынина Н.Р., Котлобовский И.Б. Российское высшее образование в Болонском процессе (По материалам Национального доклада РФ) // Высшее образование в России. 2015. № 8–9. С. 46–53.
- Егорова Л.Е., Кондратьева О.Е., Росляков П.В., Шведов Г.В. Проблемы реализации Болонских соглашений в российской высшей школе // Наука и Образование: Научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2014. № S2. 15 с.
- Татаренкова И.А., Кибец В.Н. Преподаватель как фасилитатор инновационного образовательного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 (часть 1).
- Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. Профессия «тьютор». М. — Тверь: СФК-офис, 2012. 246 с.
- Бабенко С.П., Бадьин А.В. Методические возможности лабораторного практикума // Alma mater. Вестник высшей школы. 2023. № 10. С. 71–74. DOI: 10.20339/AM.10-23.071
- Савельев И.В. Курс общей физики. В 3 т. Т. 2. Электричество и магнетизм. Волны. Оптика. 18-е изд. СПб.: Лань, 2024. 500 с.
- Сивухин Д.В. Общий курс физики. В 5 т. Т. 3. Электричество. 4-е изд. M.: ФИЗМАТЛИТ, Изд-во МФТИ, 2004. 656 с.
- Матвеев А.Н. Электричество и магнетизм. 3-е изд. СПб.: Лань, 2010. 464 с.