Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Эпидейктическая речь: от классики к современности

Ю.В. Верминенко, С.Э. Зверев
80,00 ₽
УДК 130.2:808.5
 

Ю.В. Верминенко,

д-р социол. наук, доцент,

заведующая кафедрой связей с общественностью и рекламы

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

e-mail: verminenko@yandex.ru

С.Э. Зверев,

канд. пед. наук, доцент

кафедра педагогических компетенций

Горный университет императрицы Екатерины II, г. Санкт-Петербург

e-mail: ser86979392@yandex.ru

 

Эпидейктическая (эпидиктическая, показательная) речь с древности рассматривалась как один из основных жанров риторически разработанных речей. У Аристотеля этот риторический жанр не получил должной разработки, будучи оттесненным на задний план наиболее актуальными для полисной демократии совещательной и судебной речью. Эпидейктическая речь в ораторской практике Древней Греции и Рима рассматривалась как средство упражнения в красноречии как чистого искусства и декламации как школьного упражнения для выработки фонационных навыков. Выход в 1958 г. книги Х. Перельмана и Л. Ольбрехт-Тытеки «Новая риторика: трактат об аргументации» знаменовал новое прочтение риторической классики, пробудившее интерес к эпидейктической речи. Последняя стала рассматриваться как инструмент, формирующий ценности в общественном сознании. В этой связи исследователи отмечали, что рациональная аргументация, объективно базирующаяся на общности взглядов оратора и аудитории, не должна оставлять без внимания ценностно-смысловые ориентации слушателей, лежащие в основе их продуктивной деятельности в соответствии с идеями, закладываемыми совещательной и судебной речью. Эпидейктическая речь важна для образовательной деятельности как инструмент социализации, формирования мировоззренческой позиции, воспитания приверженности ценностям, веками живущим в общественном сознании, что делает актуальным ее использование педагогами и обучающимися.

Ключевые слова: риторика, эпидейктическая речь, аргументация, ценности общественного сознания, воспитание.

 

Литература

  1. Аристотель. Риторика. М.: АСТ, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://msrabota.ru›content/book_docs/Aristotel__… (дата обращения: 09.05.2024).
  2. Демосфен. Избранные речи. М.: АСТ, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://litres.ru›Избранные речи› (дата обращения 09.05.2024).
  3. Зверев С.Э. Военная риторика Древнего мира. СПб.: Алетейя, 2011. 176 с.
  4. Макаренко А.С. Книга для родителей. Л., 1991. 336 с.
  5. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М.: Флинта: Наука, 2006. 512 с.
  6. Симмонс А. Сторителлинг: как использовать силу историй. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 272 с.
  7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023). [Электронный ресурс]. URL: https://edu.sbor.ru›sites/default/files/FZ273_23.pdf (дата обращения: 09.05.2024).
  8. Isocrates, translated by Larne van Hook (Cambridge, Massachusetts, U.S.A., Harvard University Press; London, Heinemann) 1954.
  9. Lasswell H. The Study and Practice of Propaganda / Lasswell H.D., Casey R.D., Smith B.L. Propaganda and Promotional Activities. An Annotated Bibliography. Minneapolis: University of Minnesota Press. 1935.
  10. The New Rhetoric: A Treatise on Argumentation / Ch. Perelman and L. Olbrechts-Tyteca. Translated by John Wilkinson and Purcell Weaver. Center for the Study of Democratic Institutions. University of Notre Dame Press, London, 1971.