А.Д. Ежов*,
канд. техн. наук, доцент
Московский авиационный институт (НИУ)
e-mail: ezzhov@gmail.com
А.О. Шемяков,
канд. тех. наук, доцент
Московский авиационный институт (НИУ)
Комплексный подход к профессиональной ориентации учащихся школ в области авиационной промышленности является неотъемлемой частью образовательной траектории высококвалифицированных инженерных кадров, требуемых для обеспечения отраслевого лидерства. Развитие творческого и технически грамотного мышления, знакомство на раннем этапе обучения с новыми технологиями, материалами, навыками управления беспилотными авиационными системами и их программирования являются неотъемлемой частью образования на фоне происходящих изменений в ракетной, космической, авиационной отраслях. Помимо этого, в работе рассматривается необходимость дополнительного профессионального образования учителей школ с целью формирования базовых компетенций в области создания беспилотных летательных аппаратов. Приводится проект создания и функционирования инженерных классов авиастроительного профиля на базе общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации. Выделены проблемы воспитания технически грамотной молодежи. Отмечается необходимость повышения квалификации учителей школ, задействованных в проекте по созданию и функционированию инженерных классов авиастроительного профиля.
Ключевые слова: образовательный процесс, инженерные классы, авиамоделирование, беспилотные летательные аппараты
Литература
1. Волокушин В.М., Кошкаров М.В., Шишов И.И. Развитие инженерного мышления и технических способностей учащихся в процессе занятий авиамоделированием // Педагогические и социально-психологические основы научного развития общества: сборник статей Международной научно-практической конференции, Самара, 01 декабря 2017 г. Часть 1. Самара: Аэтерна, 2017. С. 41–43.
2. Самряков А.С. Спортивно-техническое авиамоделирование — кузница инженерно-технических кадров авиапрома будущей России // Роль и место инженерных знаний в структуре общего образования: сборник статей V Межрегиональной очно-заочной научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 30 марта 2017 г. / под ред. А.Г. Козловой, Л.В. Крайновой, В.Л. Расковалова, В.Г. Денисовой. СПб., 2017. С. 290–293.
3. Савельева Г.Н. Развитие инженерных способностей обучающихся в объединениях авиамоделирования // Техническое творчество молодежи. 2016. № 2 (96). С. 44–46.
4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. 448 с.
5. Bajec M.L. The role of formal and non-formal education in the development of technological literacy: The case of aeromodelling club // Revija za elementarno izobraževanje. 2023, September. 16 (3): 321–338.
6. Ганзин О.Ю. Использование досуговых форм организации детско-юношеского творчества как один из подходов формирования устойчивого интереса к летным профессиям // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 41. С. 649–656.
7. Фортова Л.К., Гуленков В.А. Взаимодействие теоретических знаний и практических умений в трудовом воспитании подростков // Глобальный научный потенциал. 2021. № 6 (123). С. 54–56.
8. Кокасев Д.В. Внедрение современных инновационных технологий в образовательный процесс на занятиях авиамоделирования // Преподаватель года 2022: сборник статей II Международного профессионально-исследовательского конкурса: в 2 ч., Петрозаводск, 07 декабря 2022 г. Часть 1. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2022. С. 132–135.
9. Дударев О.К., Сафонов К.В. Развитие инженерного образования в направлении информационной подготовки будущих инженеров // Уральский научный вестник. 2023. Т. 1. № 5. С. 88–91.
10. Курлович П.В. Авиамоделирование как условие формирования профессионального интереса к авиации // XXV Туполевские чтения (школа молодых ученых): Тексты докладов участников Международной молодежной научной конференции, посвященной 60-летию со дня осуществления Первого полета человека в космическое пространство и 90-летию Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ, Казань, 10–11 ноября 2021 г. Т. VI. Казань: Изд-во ИП Сагиева А.Р., 2021. С. 523–526.
11. Баракина Т.В., Шерешик Н.Ю. Современные модели инженерно-политехнического образования детей // Информатика в школе. 2020. № 4 (157). С. 27–30.
12. Соколова Е.Н. Опыт подготовки будущих учителей технологии к использованию авиамоделирования в школе // Проблемы и перспективы технологического образования в России и за рубежом: электронный сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Ишим, 03 марта 2022 г. / отв. ред. Л.В. Козуб. Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) ТюмГУ, 2022. С. 142–145.
13. Преподавание курсов «Спортивное авиамоделирование» и «Коптеростроение» для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю.В. Безенков, Е.В. Козьмин, Е.В. Соковишин, Р.А. Федоров // Проблемы теории и практики инновационного развития и интеграции современной науки и образования: Материалы II Международной междисциплинарной конференции, Москва, 19 февраля 2020 г. / отв. редактор В.Г. Шевченко. М.: Московский государственный областной университет, 2021. С. 155–159.
14. «Предпрофессиональные каникулы» в МГТУ «СТАНКИН» для московских школьников / С.А. Крапоткина, А.Н. Никич, Ю.Д. Зубарева, А.С. Ульмасов // Техническое творчество молодежи. 2023. № 2 (138). С. 33–35.
15. Шабалина Н.К. Современные проблемы детского технического творчества // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 491–500.