В.И. Бусурин,
д-р техн. наук, профессор
Московский авиационный институт (НИУ)
Ю.Г. Следков,
канд. техн. наук, доцент
Московский авиационный институт (НИУ)
Н.А. Макаренкова*,
канд. техн. наук, доцент
Московский авиационный институт (НИУ)
e-mail: n.a.makarenkova@yandex.ru
Совершенствование образования в России приводит к необходимости разработки современных подходов при подготовке студентов по инженерным направлениям и обеспечения соответствия квалификации выпускников требованиям профессиональных стандартов. На фоне перехода системы образования от бакалавриата, специалитета и магистратуры к базовому высшему образованию и специализированному высшему образованию одной из важных задач становится переосмысление присваиваемых выпускникам уровней квалификации и условий повышения в должности работников предприятий технических направленностей, а также требований к квалификации таких специалистов на разных должностях. В статье рассматриваются уровни образования по инженерным специальностям в ведущих мировых университетах, а также проводится анализ российской и зарубежных систем квалификации. Предлагаются подходы по совершенствованию инженерного образования в России на основании профессиональных стандартов и опыта зарубежных университетов. Указывается возможный способ дифференцирования выпускников базового высшего образования, проходивших обучение по программам длительностью четыре года и пять с половиной лет. Отмечаются компетенции, которые необходимо сформировать у студентов в процессе обучения на технических направлениях для облегчения последующей интеграции в трудовую сферу по специальности и обеспечения соответствия знаний и умений выпускников текущим требованиям промышленности.
Ключевые слова: образовательный процесс, выпускники вузов, профессиональные стандарты, инженерная подготовка, уровни высшего образования
Литература
- Указ Президента Российской Федерации № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» от 12.05.2023. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005 (дата обращения: 08.12.2023).
- Погосян М.А. Глобальные вызовы сверхзвуковой пассажирской авиации // Сборник тезисов международной конференции «Фундаментальные проблемы создания СПС нового поколения», Сочи, 04–09 сентября 2022 г. М.: Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (Жуковский), 2022.
- Носатов И. Образование будущего // Облако. 2024. № 19. URL: https://oblako.mai.ru/articles/item.php?ID=178249 (дата обращения: 12.01.2024).
- Бусурин В.И., Следков Ю.Г., Макаренкова Н.А., Румакина А.В. Формирование траектории подготовки студентов к профессиональной деятельности в области систем управления летательными аппаратами на междисциплинарной основе с учетом потребностей промышленности // Alma Mater (Вестник высшей школы), 2023. № 6. С. 56–61. https://doi.org/10.20339/AM.06-23.056
- Dmitry Kozorez, Yuri Sledkov, Vladimir Busurin, Pavel Kudryavtsev, Nadezhda Makarenkova and Ting Dong, Providing personnel for enterprises of high-tech industries of the Russian Federation in the field of artificial intelligence // SHS Web of Conferences, XI International Conference on Aerospace Education and Staffing for High-Tech Enterprises (AESHE 2021). 2022. Vol. 137. https://doi.org/10.1051/shsconf/202213701011 (дата обращения 11.01.2024).
- Krotenko T.Yu. Engineering economics and technological education a transdisciplinary approach to the training of modern engineers // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2022. № 4. С. 63–75.
- Харченко А.А., Харченко Е.А. Потенциальная схема адаптации образовательных программ инженерных специальностей под потребности предприятий-работодателей // Известия Московского государственного индустриального университета. 2012. № 3 (27). С. 62–73.
- Профессиональные стандарты 25.015, 25.030, 25.033, 25.042, 32.001, 40.008, 40.011. URL: https://classinform.ru/profstandarty.html (дата обращения 20.12.2023).
- URL: https://www.britannica.com/topic/higher-education (дата обращения: 17.01.2024).
- Ли Чжии. Реконструкция системы стандартов качества высшего образования в моей стране // Преподавание в китайском университете. 2013. № 1. URL: https://www.edu.cn/edu/cooperate/dxjx/201409/t20140918_1177310.shtml (дата обращения: 12.01.2024).