Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Дифференцированное обучение студентов с сенсорными нарушениями на занятиях физической культурой

Н.В. Губарева, Н.В. Анушкевич
80,00 ₽

УДК 37.09:796.03-056.2
DOI 10.20339/AM.05-24.071

Н.В. Губарева*,

канд. пед. наук, доцент

кафедры теоретических основ физического воспитания

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

е-mail: n.gubareva@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-3723-2695

Н.В. Анушкевич,

канд. пед. наук, доцент

кафедра спортивных дисциплин

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

е-mail: natapok@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0003-2331-5913

 

В статье авторами представлено исследование, раскрывающее детали физического воспитания студенческой молодежи с сенсорными нарушениями. В настоящее время число обучающихся в высших учебных заведениях с нарушением слуха и зрения имеет тенденцию к увеличению. В связи с этим фактом преподавателям вуза необходимо использовать различные методы и методические приемы, которые позволят обеспечить качественное обучение в рамках «Элективных дисциплин по адаптивной физической культуре и спорту». Применение дифференцированного обучения с учетом индивидуально-типологических особенностей занимающихся с сенсорными нарушениями позволяет учитывать их уровень физической и психомоторной подготовленности при организации двигательной активности в группах адаптивной физической культуры. Для оценки физической подготовленности нами был использован тест Купера, для оценки психомоторных показателей использован аппаратно-программный комплекс «Спортивный психофизиолог» и два теста: проба Ромберга и комплексный координационный тест (ККТ). Исследование проведено на базе Алтайского государственного педагогического университета, Алтайского государственного университета в городе Барнауле и получены положительные изменения в результате экспериментального воздействия.

Ключевые слова: дифференцированное обучение, физическая культура, сенсорные нарушения, слабослышащие, слабовидящие, антропопрактик, тьюторское сопровождение, студент.

 

Литература

  1. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: уч. пос. / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, Е.Б. Ладыгина [и др.]. Москва: Советский спорт, 2014. 304 с.
  2. Аубакирова А.А., Жауен А.Б., Сатыбалдинова Г.А. Дидактическая игра — продуктивное средство сенсорного воспитания детей с нарушениями зрения // Наука и реальность. 2021. № 2 (6). С. 151–153.
  3. Баринова Н.Г., Губарева Н.В. Тьюторское сопровождение образовательного процесса студентов-инвалидов в освоении компетенций // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 5. С. 62–65. DOI: 10.20339/AM.05-23.062
  4. Гиенко Л.Н., Акимов П.С., Акимова Е.В. Инновационная деятельность социального педагога в условиях современной школы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 3. С. 76–79. DOI: 10.20339/AM.03-22.076
  5. Горская И.Ю. Теоретико-методологические основы диагностики и коррекции двигательных отклонений у школьников с нарушениями развития // Физическое воспитание и спортивная тренировка. Омск: Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), 2006. С. 19–24.
  6. Губарева Н.В. Дифференцированный подход в процессе коррекции и развития координационных способностей у школьников с различной степенью нарушения слуха: автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2009. 24 с.
  7. Литош Н.Л. Организация инклюзивного физического воспитания и адаптивного спорта в педагогическом вузе // Актуальные проблемы адаптивной физической культуры: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием, Омск, 17–18 февраля 2022 г. Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2022. С. 164–170.
  8. Нопин С.В., Корягина Ю.В. Верификация психофизиологического тестирования на аппаратно-программном комплексе «Спортивный психофизиолог» // Современные вопросы биомедицины. 2022. Т. 6. № 2 (19).
  9. Переверзева М.В. Использование технических средств реабилитации детьми со сложными сенсорными нарушениями // Детская и подростковая реабилитация. 2023. № 1 (49). С. 29–33.
  10. Гиенко Л.Н., Акимов П.С., Акимова Е.В. Инновационная деятельность социального педагога в условиях современной школы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 3. С. 76–79. DOI: 10.20339/AM.03-22.076
  11. Харченко Л.В., Литош Н.Л. Формирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения // Адаптивная физическая культура. 2021. Т. 86. № 2. С. 20–22.
  12. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: фед. закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ // Российская газета. 2007. 8 декабря. № 276.
  13. Engel-Yeger B., Durr D., Josman N. Comparison of memory and meta-memory abilities of children with cochlear implant and normal hearing peers // Disability and Rehabilitation. 2011. Vol. 33. No. 9. P. 770–777.
  14. Hogan A. Shipley M., Strazdins L. Communication and behavioural disorders among children with hearing loss increases risk of mental health disorders // Australian and New Zealand journal of public health. 2011. Vol. 35. Iss. 4. P. 377–383.