УДК 378:355
Б.Л. Беляков,
Д-р филос. наук, профессор, почетный рабо тник ВПО Р Ф
Военная академия РВСН имени Петра Ве ликого, г. Балашиха
е-mail: arbit70@mail.ru
В.П. Беркут,
Д-р филос. наук, профессор, почетный рабо тник ВПО Р Ф
Военная академия РВСН имени Петра Ве ликого, г. Балашиха
e-mail: v-berkut@mail.ru
Н.И. Семизоров,
канд. филос. наук, профессор, почетный рабо тник ВПО Р Ф
филиал Военной академии РВСН имени Петра Ве ликого, г. Серпухов
е-mail: semizorovni@mail.ru
А.Н. Тарасенко,
канд. пед. наук, доцент
филиал Военной академии РВСН имени Петра Ве ликого, г. Серпухов
e-mail.: taraslnik58@yandex.ru
В статье с позиций философско-педагогического и военно- исторического анализов показаны основные этапы истории развития личности военного педагога — кандидата философских, доктора педагогических наук, профессора Акиндинова Владимира Александровича, глубина его военно-педагогической культуры, такт, индивидуальные особенности и личное отношение к людям (учащимся, студентам, курсантам, слушателям, адъюнктам филиала академии) в процессе развития советской и российской высшей военной школы конца XX – начала XXI века. Представлено понимание и перспективы научного развития философии военной педагогики и профессиональной культуры преподавательского состава, составляющих неотъемлемую часть и потенциал развития военно-педагогической школы РВСН Минобороны РФ.
Ключевые слова: педагог высшей школы, педагогическая культура преподавателя, филиал и Военная академия РВСН имени Петра Великого, кафедра, преемственность, традиции, подготовка научно-педагогических кадров, призвание, творчество, военно-научная школа.
Литература
Из личного дела полковника в отставке Акиндинова В.А.
1. Филиал Военной академии РВСН имени Петра Великого: 80 лет Жизнь ракетам посвящая… / под общ. ред. нач. филиала ВА РВСН им. Петра Великого к. т. н., доц. генерал-майора Морозова А.Е. МО: РВСН, 2021. 248 с.
2. Вестник военного образования. 2020. № 6 (27) / Специальный выпуск. URL: http://www.vvo.milportal.ru
3. Беляков Б.Л., Дробот И.С., Федосеев С.А. Методология и методика научно-исследовательской деятельности или основы научной организации труда и профессионализации в ВА РВСН им. Петра Великого: монография. М.: ВА РВСН, 2014. 267 с.
4. Акиндинов В.А. Роль эксперимента в научном познании: дис. … канд. филос. наук: (09.00.01) / АН Каз. ССР. Институт философии и права. Алма-Ата, 1976. 198 с.
5. Акиндинов В.А. В помощь изучающим научный коммунизм: уч.-метод. пособие. Серпухов: СВВКИУ, 1979. 121 с.
6. Акиндинов А.В. Ведущая роль рабочего класса в создании материально-технической базы коммунизма. М.: Знание, 1982. 61 с.
7. Ксенофонтов В.А., Шинкевич В.Е. Военный педагог и его роль в системе подготовки научно-педагогических кадров России и Белоруссии // Материалы международной НТК «Общество. Государство. Личность: проблемы взаимодействия в современных условиях» (12 апреля 2021, г. Петрозаводск). Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021. 58-53 с.
8. Сохраняя и приумножая традиции // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2013. № 4. С. 126.
9. Беляков Б.Л. и др. Военно-педагогическая школа РВСН: история, состояние, перспективы развития // Бакаев А.А. и др. Анализ состояния, проблем и перспектив развития современного образования: монография. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021. С. 257–271.
10. Смирнов Е.В., Солодова Е.А. Педагогическая школа РВСН (уникальные особенности инженерно-гуманитарной научной школы) // Вестник военного образования. 2020. № 6.
11. Акиндинов В.А., Семизоров Н.И., Тарасенко А.Н. Профессиональная культура преподавателя: монография / под ред. акад. РАО, д. п. н., проф. Алехина И.А. Серпухов: филиал ВА РВСН, 2015. 192 с.
12. Кафедра военной акмеологии и кибернетики: история и современность (военно-исторический труд) / под общ. ред. полковника Смирнова Е.В. Балашиха: ВА РВСН, 2020. 240 с.
13. Царьков А.Н. и др. 60 лет Серпуховскому военному институту Ракетных войск (СВИ РВ). 1941–2001. Военно-исторический очерк / под рук. начальника института генерал-майора Кривова А.Е. Серпухов: СВИ РВ, 2001. 236 с.
14. Семизоров Н.И. Социально-политические проблемы интенсификации военно-профессиональной подготовки офицерских кадров ВС РФ (на опыте вузов РВСН): дис. … канд. филос. наук. М.: 1997. 192 с.
15. Акиндинов В.А. Составление расписания уроков на компьютере: пособие для завуча школы: М.: Дрофа, 2007. 63 с.
16. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура // Проблемы и поиски. Опыт ввузов. Суждения и советы / отв. ред. генерал-майор В.М. Михайлов. Рига: РВВПКУ, 1982. 233 с.
17. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в СССР (1917–1984 гг.): монография. Новосибирск: НВВПУ, 1991. 261 с.
18. Акиндинов В.А. Повышение эффективности педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений МО РФ: автореф. дис. … д-р пед. наук: 13.00.08. М.: ВУ, 2005. 47 с.
19. Акиндинов В.А. Проблемы преподавания общественных наук в высших военно-учебных заведениях в условиях демократизации общества и реформирования Вооруженных Сил РФ: монография. М., 2000. 226 с.
20. Акулич В.Ф. Проблемы реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации (философско-политологический анализ): дис. … канд. филос. наук: 09.00.10. М.: ВУ,1998. 196 с.
21. Тарасенко А.Н. Совершенствование деятельности командного и преподавательского состава вузов Ракетных войск по воспитанию курсантов: дис. ... канд. пед. наук: 20.02.02. М.: ВА РВСН, 2007. 192 с.
22. Акиндинов В.А. Повышение эффективности педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава высших военно- учебных заведений МО РФ: монография. М.: МГОУ, 2007. 418 с.
23. Акиндинов В.А. Проблемы преподавания общественных наук в современных условиях подготовки специалистов: монография. М.: Изд-во МГОУ, 2010. 259 с.
24 Беляков Б.Л., Беркут В.П. Политические факторы военно- политической работы в Вооруженных Силах // Гуманитарные аспекты военного строительства: отечественный и зарубежный опыт: информационно- аналитический сборник. М., 2023. № 1. С. 24–41.