УДК 37.01
А.В. Купавцев,
канд. пед. наук, доцент
Кафедра физики
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
e-mail: avkup@bk.ru
Явление субъектного обучения, открытое отечественной психологией и педагогикой как высшая образовательная технология университетов, не получило активного развития и внедрения в систему высшего профессионального образования. Инстинктивное (орудийное) приобретение видов опыта деятельности схоже с итогами дрессировки животных. Но человек осваивает всё богатство общественно-исторического опыта деятельности предшествующих поколений людей, облаченное в слово, мысль, образ. Присвоение функциональных и оперативных механизмов прижизненного вида общественно-исторического опыта деятельности человечества индивидом может реализоваться только в субъектном обучении в форме индивидуального самонаучения действиям и деятельности в целом и когнитивного самоусвоения концептуальных положений науки. Субъектное обучение не состоится в полной мере вне самообучения студента по научной дисциплине и активного соучастия преподавателя как наставника и руководителя. В проведенном эксклюзивном педагогическом эксперименте осуществлялся поиск форм обсуждаемого принципиально нового инициативного вида образовательной практики — субъектно-деятельностного персонифицированного самообучения студентов концептуальному присвоению знаний в диалоговом общении с преподавателем.
Ключевые слова: субъект деятельности, субъектное обучение студентов, самоусвоение и самонаучение, наставничество в высшей школе при руководстве и контроле субъектного обучения.
Литература
- Новая концепция высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 8. С. 3.
- Федоров И.Б. Проблемы высшего инженерного образования в России // Стратегия развития университетского технического образования в России. М.: Изд-во МГТУ, 2000. С. 3–13.
- Целиков А.И., Синельников Ю.И. Профиль инженера // Направления подготовки инженера в МВТУ. М.: Изд-во МВТУ, 1970. С. 4–12.
- Михалева Т.Г., Романков Л.И., Печенюк Н.Г., Селезнев Н.А. Анализ опыта разработки квалификационных характеристик специалистов с высшим образованием // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе. М.: НИИВШ, 1989. Вып. 5. С. 1–44.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. № 1. С. 7–17.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: уч. пособие. М.: Логос, 1996. 320 с.
- Купавцев А.В. Субъектное обучение // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 8. С. 50–58. DOI: 20339/АМ.08-23.050
- Добряков А.А., Печников В.П. Высшие психические функции и функциональная структура гуманизированного образовательного стандарта (модели, методология, промеры): уч. пособие. М.: Логос, 2001. 248 с.
- Сластенин. М.: Магистр-пресс, 2000. 488 с.
- Фишман Б.Е. О субъектности студента вуза в образовательной деятельности // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 5. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-5-145-154
- Майоров А.А., Седякин В.П., Шкуров Ф.В. Информационно-когнитивные технологии обучения в техническом университете // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. 2016. № 1. С. 88–92.
- Цветкова А. Психологические возможности человека и проблемы обучения // Коммунист. 1986. № 11. С. 49–58.
- Купавцев А.В. Тематические кластеры в образовании // Высшее образование в России. 2018. Т. 27 № 11. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-85-89
- Купавцев А.В. Кластерное обучение физике в техническом университете // Физическое образование в вузах. 2018. Т. 24. № 4. 2018. С. 37–56.
- Кондратьев А.Ю., Курлов А.В. Содержательные компоненты индивидуализации обучения в вузе // Высшее образование сегодня. 2023. № 1. С. 40–43.