УДК 167/168
Н.В. Михайлова,
канд. филос. наук, доцент
Институт информационных технологий
Белорусский государственный университет информатики
и радиоэлектроники, г. Минск
e-mail: n.mikhajlova@bsuir.by
Нельзя не заметить, что во многих современных работах по логическим исследованиям используется сложнейший технический аппарат, разобраться в котором может только хорошо подготовленный логик, что невозможно без изучения математики. С другой стороны, столь же важна и обратная связь с логикой при изучении математики, т.к. логические принципы неотъемлемым образом присутствуют в базисных построениях математики и в разделах математической логики. Принципы логики как принципы умозаключения принимаются в математике, чтобы с помощью критической рефлексии систематизации развивать математическое мышление, хотя формальный логический анализ не всегда отражает реальные правила математической аргументации. Понимание этого способствует фундаментализации университетского математического образования, а также необходимости системного подхода к обоснованию математики.
Ключевые слова: критическая рефлексия, формальная логика, обоснование математики, системный подход, проблема понимания.
Литература
1. Пуанкаре А. Интуиция и логика в математике / Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1983. С. 159–169.
2. Непейвода Н.Н. Прикладная логика. 2-е изд., испр. и доп. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2000. 521 с.
3. Бочаров В.А. Логика и математика // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2012. № 1. С. 72–80.
4. Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. Челябинск: Социум, 2010. 655 с.
5. Майоров А.А. Логика и информатика // Перспективы науки и образования. 2015. № 4. С. 7–12.
6. Перминов В.Я. Философия и основания математики. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 320 с.
7. Успенский В.А. Апология математики: сб. статей. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2011. 554 с.