Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Проблема изучения конкурентоспособности педагога высшей школы и педагога общего образования в контексте современных вызовов и угроз цифрового мира

Е.Ю. Петряева, В.Б. Салахова, Ю.И. Суменкова
80,00 ₽

УДК 37-042.4:004+005.91-028.42

DOI 10.20339/AM.01-24.096     

 

Е.Ю. Петряева,

директор центра аналитических исследований и моделирования в образовании

научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования

Московский городской педагогический университет

ORCID: 0000-0002-2817-135X

e-mail: petryaevaeyu@mgpu.ru

В.Б. Салахова,

канд. психол. наук, вед. науч. сотрудник

Московский городской педагогический университет;

вед. науч. сотрудник

Центр исследования проблем безопасности Российской академии наук, Москва,

ORCID: 0000-0002-5056-6518

e-mail: vbsalakhova@mail.ru

Ю.И. Суменкова,

эксперт центра аналитических исследований и моделирования в образовании

научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования

Московский городской педагогический университет

ORCID: 0000-0001-6632-9130

e-mail: Sumenkovayui@mgpu.ru  

 

 

Актуальность исследуемой проблемы определена тем, что глобальный рост цифровизации всех сфер экономической деятельности ускоряет трансформацию сферы высшего и общего образования и требует срочной «пересборки» навыков профессиональной деятельности преподавателей вузов и учителей школ, адаптации всей системы образования к запросам цифровой экономики и цифрового общества. Цель статьи заключалась в определении понятийного аппарата проблемы конкурентоспособности педагога высшей школы и педагога общего образования в контексте современных вызовов и угроз цифрового мира. Источником информации для анализа стали академические исследования отечественных и зарубежных авторов по обозначенной проблематике, размещенные в базе данных lens.org. В качестве средства библиометрического анализа использовалась программа VOSviewer. Выборочную совокупность исследования составили 136 академических научных публикации с 2018 по 2023 г., проиндексированные в отечественных и зарубежных библиографических и реферативных базах данных рецензируемой научной литературы. В результате исследования сформулировано определение конкурентоспособности педагога вуза и учителя школы; представлен перечень факторов, определяющих развитие конкурентоспособности преподавателей; выявлены компетенции (способности, навыки, умения и качества) конкурентоспособности педагога вуза и учителя школы.

Ключевые слова: конкурентоспособность педагога высшей школы, конкурентоспособность учителя школы, современные вызовы и угрозы, цифровой мир.

 

Литература

  1. Другова Е.А. Специфика принятия управленческих решений в университетах в условиях VUCA-мира / Е.А. Другова, О.Н. Калачикова. DOI: 10.15826/umpa.2019.01-2.006. Текст: электронный // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 27. № 1-2. С. 81–92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38071633
  2. Дегтярева Н.А. Профессиональная мобильность в условиях VUCA-мира / Н.А. Дегтярева, Д.С. Гордеева. Текст: электронный // Национальная безопасность и молодежная политика: киберсоциализация и трансформация ценностей в VUCA-мире. Материалы Международной научно-практической конференции. Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2021. С. 27–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45792350
  3. Ali Z.B. Teacher leader competency development: a panacea for a VUCA world? / Zainab Binti Ali, Susana Abd Latif. DOI: 10.47750/pnr.2022.13.S09.676. Текст: электронный // Journal of Pharmaceutical Negative Results. 2022. Vol. 13. Special Iss. 9. URL: https://www.researchgate.net/publication/366739689_TEACHER_LEADER_COMPET...
  4. Panthalookaran V. Education in a VUCA-driven World: Salient Features of an Entrepreneurial Pedagogy / Varghese Panthalookaran. DOI: 10.1177/23476311221108808. Текст: электронный // Higher Education for the Future. 2022. Vol. 9. Iss. 2. URL: https://www.researchgate.net/publication/363268370_Education_in_a_VUCA-d...
  5. Vidal J. Systems Thinking in Education: Its Application in a D-VUCA World / Joshua Vidal. DOI:10.13140/RG.2.2.11873.79208. Текст: электронный. URL: https://www.researchgate.net/publication/366984498_Systems_Thinking_in_Education_Its_Application_in_a_D-VUCA_World
  6. Pultoo A. Designing remote education in a VUCA world / Anand Pultoo, Avinash Oojorah. DOI: 10.24297/ijct.v20i.8713. Текст: электронный // International Journal of Computers & Technology. 2020. Vol. 20. P. 45–52. URL: https://www.researchgate.net/publication/341287140_Designing_remote_education_in_a_VUCA_world
  7. Ciolacu M.I. Fostering Engineering Education 4.0 Paradigm Facing the Pandemic and VUCA World / Monica Ioniță Ciolacu, Bogdan Mihailescu, Tamara Rachbauer, Christina Hansen [and etc.]. https://doi.org/10.1016/j.procs.2022.12.213. Текст: электронный // Procedia Computer Science. 2023. Vol. 217. P. 177–186. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877050922022918
  8. Srinivasan L. Vuca in Engineering Education: Enhancement of Faculty Competency For Capacity Building / Latha Srinivasan, Christopher B. Prabu. https://doi.org/10.1016/j.procs.2020.05.106. Текст: электронный // Procedia Computer Science. 2020. Vol. 172. P. 741–747. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877050920314356
  9. Дудко В.В. Исследование научных школ университета средствами библиометрического картирования / В.В. Дудко, Е.Д. Патаракин // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15. № 1 (65). С. 150–167. DOI: 10.24866/VVSU/2949-1258/2023-1/150-167. EDN PZYIBG.
  10. Белолуцкая А.К. Связь цифрового компонента обучения и развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований и международных образовательных практик / А.К. Белолуцкая, С.Н. Вачкова, Е.Д. Патаракин // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18. № 2. С. 37–55. DOI: 10.26907/esd.18.2.04. EDN KESFBF.
  11. Katane I., Troškova M. Society integration education. Proceedings of the International Scientific Conference. 2021. Vol. 1. P. 216–234. С. 235. DOI: 10.17770/sie2021vol1.6387
  12. Волкова О.В. Культура личности и конкурентоспособность современного педагога / О.В. Волкова. Текст: электронный // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2022. № 1. С. 21–26. С. 22.
  13. Кузнецов А.М. Методика оценки уровня конкурентоспособности современных педагогических работников / А.М. Кузнецов, С.Н. Панин. DOI: 10.24158/spp.2020.8.12. Текст: электронный // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 8 (76). С. 73–77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43977044
  14. Баянова А.Р. Диагностический инструментарий оценки конкурентоспособности преподавателей высшей школы / А.Р. Баянова, В.Г. Закирова. Текст: электронный // Образование личности. 2020. № 3-4. С. 12–20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44837285
  15. Алавердов А.Р. Отраслевые критерии конкурентоспособности преподавателя высшей школы / А.Р. Алавердов, Т.П. Алавердова. DOI: 10.24411/1993-7598-2019-10311. Текст: электронный // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 3 (75). С. 125–133. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41121338
  16. Баянова А.Р. Роль soft-компетенций в развитии конкурентоспособности преподавателя высшей школы / А.Р. Баянова. Текст: электронный // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера : Материалы 14-й Международной научно-практической конференции, Казань, 28 мая 2020 г. Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2020. С. 401–404. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43688044
  17. Баянова А.Р. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности преподавателя высшей школы / А.Р. Баянова. DOI: 10.37972/chgpu.2020.108.3.018. Текст: электронный // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2020. № 3 (108). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44241245
  18. Панина Е.А. Стратегические ориентиры цифровой трансформации современного образования / Е.А. Панина // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Т. 14. № 2. С. 57–62. DOI: 10.47370/2078-1024-2022-14-2-57-62. EDN PIGNOL
  19. Ахметшин Э.М. Цифровая трансформация высшего образования: состояние, проблемы и перспективы / Э.М. Ахметшин. DOI: 10.26310/2071-3010.2020.256.2.011. Текст: электронный // Инновации. 2020. № 2 (256). С. 83–88. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42723026
  20. Ларионов В.Г. Цифровая трансформация высшего образования: технологии и цифровые компетенции / В.Г. Ларионов, Е.Н. Шереметьева, Л.А. Горшкова // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2021. № 2. С. 61–69. DOI 10.24143/2073-5537-2021-2-61-69. EDN DTZITI.
  21. Киричек К.А. Цифровая трансформация образования как средство повышения конкурентоспособности педагогических кадров / К.А. Киричек, Е.В. Потехина // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С. 67–68. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-489-67-68. EDN KQOTCY.
  22. Вашукова И.С. Особенности сетевого взаимодействия в образовании / И.С. Вашукова. DOI 10.24412/2224-0772-2022-82-141-152 - Текст: электронный // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 1 (82). С. 141–152. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47970869
  23. Vachkova S.N. Competitive Higher Education Teacher for the Digital World / Svetlana N. Vachkova, Elena Y. Petryaeva, Marina G. Tsyrenova [et al]. DOI:10.30935/cedtech/12553. Текст: электронный // Contemporary Educational Technology. 2022. Vol. 14. Iss. 4. URL: https://www.researchgate.net/publication/364419709_Competitive_Higher_Education_Teacher_for_the_Digital_World
  24. Тарасова Э.Э. Конкурентоспособность преподавателя высшей школы: сущность и психологические характеристики / Э.Э. Тарасова, Ж.Б. Шаймакова. Текст: электронный // Инновационное развитие регионов: потенциал науки и современного образования: Материалы III Национальной научно-практической конференции, Астрахань, 07 февраля 2020 г. / под общ. ред. Т.В. Золиной. Астрахань: Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, 2020. С. 72–74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42614104
  25. Madhakomala M. Building the competitiveness of education based on pedagogic competence / M. Madhakomala, P. Riyani, D. Widad. DOI: 10.56442/ieti.v1i1.92. Текст: электронный // International Education Trend Issues. 2023. Vol. 1. № 1. P. 10–21. URL: https://www.researchgate.net/publication/367015026_BUILDING_THE_COMPETITIVENESS_OF_EDUCATION_BASED_ON_PEDAGOGIC_COMPETENCE
  26. Третьякова Н.В. Перестройка педагогического процесса в высшей школе как ответ на вызовы, связанные с цифровой трансформацией образования / Н.В. Третьякова, А.В. Карманова // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-1. С. 196–199. EDN VDJPXI.
  27. Кравцов А.О. Управление изменениями в условиях новой нормальности и концепции BANI-мира / А.О. Кравцов. Текст: электронный // Менеджмент XXI века: экономика, общество и образование в условиях новой нормальности. Сборник научных статей по материалам XX Международной научно-практической онлайн конференции. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2022. С. 56–60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49285194
  28. Baran B.E. Managing VUCA: The human dynamics of agility / Benjamin E. Baran, Haley M. Woznyj. https://doi.org/10.1016/j.orgdyn.2020.100787. Текст: электронный // Organizational Dynamics. 2021. Vol. 50. Iss. 2. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0090261620300395
  29. Павлова О.П. Особенности управления изменениями в организации в условиях цифровизации / О.П. Павлова, Е.В. Волкодавова. DOI: 10.46554/ScienceXXI-2022.03-1.1-pp.405. Текст: электронный // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2022. № 1-1. С. 405–409. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48847013
  30. Лустина Т.Н. Современные подходы к построению карьеры в VUCA-мире / Т.Н. Лустина. DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10415. Текст: электронный // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. № 4 (86). С. 169–177. С. 172. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42307148
  31. Малышева Е. В. О важности развития надпрофессиональных компетенций педагогов в VUCA-мире / Е.В. Малышева, Е.В. Евплова. Текст: электронный // Национальная безопасность и молодежная политика: киберсоциализация и трансформация ценностей в VUCA-мире. Материалы Международной научно-практической конференции. Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2021. С. 58–62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45792358; Рязанова Н.Е. Формирование глобальных компетенций для VUCA-мира: зачем, чему и как учить? / Н. Е. Рязанова, Д.В. Моргун, М.В. Аргунова. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-2-86-97. Текст: электронный // Наука и школа. 2021. № 2. С. 86–97. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46100964
  32. Фоменко А.В. Трансформация бизнеса в эпоху «VUCA-мира» и критерии успеха управления изменениями / А.В. Фоменко, Е.Л. Новикова-Калита, Е.В. Бурмистрова. Текст: электронный // Инновационная деятельность. 2021. № 3 (58). С. 61–67. С. 67. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47150148
  33. Федченко А.А. Инструментарий оценки и подбора работников в условиях BANI-мира / А.А. Федченко, И.В. Филимонова, В.Н. Ярышина. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-47-2-98-105. Текст: электронный // Социально-трудовые исследования. 2022. № 2 (47). С. 98–105. С. 99–100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48612736
  34. Лыжин А.И. Компетентностный портрет современного исследователя в VUCA-мире / А.И. Лыжин, А.А. Коновалов. DOI: 10.25586/RNU.HET.21.04.P.14. Текст: электронный // Высшее образование сегодня. 2021. № 4. С. 14–19. С. 14–15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44901896
  35. Громов Д.В. Феномен лидерства в BANI-мире / Д.В. Громов, А.В. Громова. Текст: электронный // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: сб. науч. трудов. М.: Московский психолого-социальный университет, 2022. С. 391–398. С. 393. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50102563
  36. Кудусова М.И., Бийсултанова М.А., Газиева И.И. Использование сетевых технологии в образовании (на примере высшего образования) // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 5А. С. 538–543. DOI: 10.34670/AR.2021.72.52.048. С. 539
  37. Кречетова Г.А. Проблема цифровой трансформации высшего образования / Г.А. Кречетова // The Scientific Heritage. 2021. № 73-3 (73). С. 14–17. DOI 10.24412/9215-0365-2021-73-3-14-17. EDN ZJFYFV.
  38. Скородумова О.Б. Трансформации личности специалиста в сетевом обществе и потребности высшего образования / О.Б. Скородумова. Текст: электронный // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2019. Т. 18. № 1 (150). С. 60–67. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38545681

 

 

Публикация выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ), проект № 23-28-10291 «Конкурентоспособный преподаватель для цифровой экономики».