УДК 37.09+159.943
В.А. Еровенко,
д-р физ.-мат. наук, профессор
Минск, Республика Беларусь
e-mail: erovenko23@mail.ru
Многие личности сталкиваются с проявлениями своей или чужой лени. В частности, лень студентов-нематематиков, изучающих математику, представляет собой разноуровневый феномен, являющийся помехой в достижении образовательной цели. Однако сложность задачи преодоления лени заключает в том, что за каждым ее индивидуальным проявлением могут стоять морально оправданные мотивы. Используемый нормативно-оценочный характер феномена студенческой лени усложняет возможности ее философской рефлексии, которая в силу своей неоднозначности пока не стала содержательным элементом преподавания математики.
Ключевые слова: феномен лени, психологическое явление, педагогическая задача, понимаемая математика, метафизика лени, философия обломовщины, студенческая мифология.
Литература
1. Лазарев Ф.В., Лебедев С.А. Философская рефлексия: сущность, типы, формы // Вопросы философии. 2016. № 6. С. 15–28.
2. Посохина С.Т. Лень: психологическое содержание и проявления // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. Вып. 2. С. 159–166.
3. Шукова Г.В. Современные психологические исследования лени: лень есть или лени нет? // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6. С. 77–84.
4. Антропова Н.К. Метафизика лени. Ч. 1. Бездействие как ничегонеделанье или лень как двигатель прогресса // Технологии качества жизни. 2008. Т. 8. № 1. С. 11–17.
5. Зубец О.П. Праздность и лень // Этическая мысль. 2002. № 3. С. 118–138.
6. Донских О.А., Логунова Л.Ю. Учитель и ученик: счастье человеческого общения // Высшее образование в России. 2019. № 4. С. 60–71.
7. Гнеденко Б.В. О месте лекции в математическом образовании // Математика в высшем образовании. 2004. № 2. С. 107–120.