Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Оценка профессиональной компетентности студентов медицинского университета

Е.А. Тепляшина, Н.А. Малиновская, О.С. Белозор
$2.50

УДК 378:61

DOI 10.20339/AM.01-24.056     

 

Е.А. Тепляшина,*

канд. биол. наук, доцент кафедры

e-mail: elenateplyashina@mail.ru

Н.А. Малиновская,

д-р мед. наук, профессор, заведующая кафедрой

e-mail: malinovskaya-na@mail.ru

О.С. Белозор,

канд. биол. наук, доцент кафедры

e-mail: olsbelor@gmail.com

Кафедры биологической химии с курсами медицинской, фармацевтической

и токсикологической химии

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. Войно-Ясенецкого

 

В статье проведен анализ необходимых педагогических подходов в организации научно-исследовательской деятельности в медицинском университете в рамках преподаваемой дисциплины «Трансляционная медицина». Проведенное исследование осуществлялось в рамках компетентностного, компаративного и когнитивного подходов, которые не только определяют психолого-педагогическую компетентность личности студента, но и лежат в основе автономно-ориентированного обучения.

Обнаружены педагогические условия, способствующие благоприятному развитию психолого-педагогической компетентности студента медицинского университета в процессе освоения дисциплины «Трансляционная медицина». Установлено, что для повышения психолого-педагогической компетентности студентов-медиков необходимо их осознанное желание обучаться и заниматься научно-исследовательской деятельностью. Сформулирована важная для этого роль компетентностного и автономно-ориентированного подходов. Результаты проведенного исследования, в том числе анализа зарубежной и отечественной литературы, позволили выявить новые условия преподавания фундаментальной дисциплины, а также их инновационную значимость для решения учебно-профессиональных задач исследовательского характера. Выявлены наиболее актуальные разделы рабочей программы по дисциплине «Трансляционная медицина». Успешное освоение данных разделов будет способствовать формированию компетенций в области научно-исследовательской деятельности, овладению методологией и методикой научного исследования. Представленное исследование позволило сформировать определенные педагогические методы и приемы формирования психолого-педагогической компетентности студентов для развития научно-исследовательской деятельности на примере преподавания такой дисциплины, как «Трансляционная медицина», в Красноярском государственном медицинском университете им. проф. Войно-Ясенецкого. Сформулированные на этой основе предложения направлены на повышение психолого-педагогической компетентности будущего врача.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, медицинское образование, качество образования, фундаментальная медицина.

 

Литература

 

  1. Александрова О.А., Ярашева А.В., Ненахова Ю.С. Профессиональная подготовка врачей: эксперты о проблемах образовательного процесса (часть вторая) // Здоровье населения и проблемы здравоохранения. 2021. № 1 (24). С. 54–65. DOI: 10.19181/population.2021.24.1.6
  2. Костикова Л.П., Сиваков М.А., Илюшина А.В. Формирование профессиональной идентичности: предпочтения и оценки студентов медицинского вуза // Перспективы науки и образования. 2023. № 62 (2). С. 85–101. DOI: 10.32744/pse.2023.2.5
  3. Мальцев Д.В., Лазукова Е.А., Репецкий Д.С. Осознанный выбор профессии как доминантный мотив обучения в университете // Перспективы Науки и Образования. 2022. № 60 (6). С. 10–28. DOI: 10.32744/pse.2022.6.1
  4. Монастырская Е.А., Дерябина Н.В. Проектно-исследовательская деятельность студентов вуза в межкультурном профессиональном взаимодействии // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. № 2. Т. 10. С. 1–9. URL: https://mir-nauki.com/PDF/36PDMN222.pdf
  5. Павловская Е.А., Гулая Т.М., Ставрук М.А., Алейникова О.С., Мешков С.А. Основные тенденции развития системы преподавания в современном вузе // Современное педагогическое образование. 2023. № 2. С. 33–36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50361763
  6. Палаткина Г.В., Хусаинов Р.Р. Грантовая активность студентов как психолого-педагогическое явление // Педагогические исследования. 2022. № 1. С. 5–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49807559
  7. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http: fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4.
  8. Рюмина Т.В. К вопросу о психолого-педагогической готовности врача-ординатора к профессиональной деятельности // Казанский педагогический журнал. 2022. № 1. С. 106–112. DOI:10.51379/KPJ.2022.151.1.013
  9. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Обеспечение и оценка качества образования в вузах // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 5. С. 90–99. DOI: 10.20339/AM.05-23.090
  10. Findyartini A., Syah N.A., Susilo A.P., Nurokhmanti H., Qomariyah N., Greviana N. Challenges and opportunities in cultivating medical students’ competencies: Participatory action research from a hierarchical cultural setting // Medical education online. 2023. No. 8. Р. 11–13. URL: https://doi.org/10.1080/10872981.2023.2185122
  11. Soemantri D., Nurokhmanti H., Qomariyah N., Claramita M. The practice of feedback in health professions education in the hierarchical and collectivistic culture: a scoping review // Med Sci Educator. 2022. No. 2 (5). Р. 1219–1229. URL: https://doi.org/10.1007/s40670-022-01597-8