Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Дискутирование как основа реализации универсальных учебных действий (на основании зарубежного взгляда на дебатирование в образовательной деятельности)

Ю.В. Верминенко, С.Э. Зверев
$2.50

УДК 37.01

DOI 10.20339/AM.01-24.025

 

Ю.В. Верминенко,

д-р социол. наук, доцент

заведующая кафедрой связей с общественностью и рекламы

Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург

e-mail: verminenko@yandex.ru

С.Э. Зверев,

канд. пед. наук, доцент

доцент кафедры педагогических компетенций

Горного университета императрицы Екатерины II, Санкт-Петербург

e-mail: ser86979392@yandex.ru  

 

 

Федеральная образовательная программа общего среднего образования упоминает об использовании дискуссии в образовательном процессе эпизодически. Коммуникация рассматривается как средство, обеспечивающее формирование универсальных учебных действий (УУД). Коммуникативная деятельность отличается от коммуникативных действий по признаку мотива, в основе которого лежит потребность в коммуникации, развитой у современной молодежи больше, чем познавательная потребность. В статье обосновывается необходимость перенесения коммуникативной деятельности обучающихся в класс (учебную аудиторию) и наполнения ее содержания учебной информацией. Такой подход диктует необходимость работы, основанной на дискуссии, в которой коммуникативная активность участников достигает максимума. На основе концепции дискурсов Ж. Лакана (дискурс Мастера, университетский дискурс, дискурс истерика, дискурс аналитика) и практики дебатирования в современной американской университетской культуре анализируются возможности применения разных форм дискурса в разного рода дискуссиях и вариантов их использования в образовательном процессе. Материалы сопровождаются краткой ретроспективой использования дискуссии в государственной и военной политике, и делается вывод о необходимости более широкого внедрения дискутирования (дебатирования) в образовании для формирования способности к коммуникативной деятельности в рамках УУД.

Ключевые слова: универсальные учебные коммуникативные действия, коммуникативная деятельность, дискурс, дискуссия, обучение, воспитание.

 

Литература

 

  1. Караулов Ю.Н., Филиппович Ю.Н. Лингвокультурное сознание русской языковой личности: моделирование состояния и функционирования. М.: Азбуковник, 2009. 354 с.
  2. Кларин М.В. Дискуссия в образовательном процессе // Народное образование. 2015. № 5. С. 139–151.
  3. Кларин М.В. Дискуссия живая и виртуальная // Школьные технологии. 2015. № 1. С. 59–77.
  4. Клинберг Л. Проблемы теории обучения: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1984. 256 с.
  5. Кожаринова А.Р. Массовая коммуникация как взаимодействие дискурсов: аналитический потенциал теории четырех дискурсов Ж. Лакана // Культура и общество. 2019. № 2. С. 157–165.
  6. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1986). Т. 2. 1917–1922. 9-е изд., доп. и испр. М.: Политиздат, 1983.
  7. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. М.: Гнозис, 2002. 284 с.
  8. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 2. М.: Педагогика, 1984. С. 117.
  9. Поздеева С.И. Учебная дискуссия в начальной школе как форма развития коммуникативных универсальных учебных действий // Человек и образование. 2019. № 1 (58). С. 81–85.
  10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru›Document/View/ (дата обращения: 27.11.2023).
  11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. 288 с.
  12.  Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 10 ноября 2022 г. [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru›acts/bank/48502 (дата обращения: 27.11.2023).
  13.  Фрунзе М.В. Избранные произведения. М.: Воениздат, 1984.
  14.  Гриффин, Эм. Коммуникация: теории и практики / пер. с англ. Харьков: Гуманитарный Центр, 2015. С. 270–282.
  15.  «Зимняя война»: работа над ошибками (апрель–май 1940 г.). Материалы комиссий Главного военного совета Красной армии по обобщению опыта финской кампании. М.; СПб.: Летний сад, 2004.
  16.  Fink B. The Lacanian Subject: Between Language and Jouissance. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1997.
  17.  Llano Stephen. The Relationship between Facts, Debate, and Education. Academia Letters, 2021. [Электронный ресурс] URL: http://academia.edu›44990751/The_Relationship_between_ (дата обращения: 27.11.2023).
  18.  Three discourses of American debate (with a glimpse toward a fourth) Stephen M. Llano. [Электронный ресурс] URL: http://stjohns.academia.edu/Stephenllano (дата обращения: 27.11.2023).