УДК 37.01
Ю.В. Верминенко,
д-р социол. наук, доцент
заведующая кафедрой связей с общественностью и рекламы
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург
e-mail: verminenko@yandex.ru
С.Э. Зверев,
канд. пед. наук, доцент
доцент кафедры педагогических компетенций
Горного университета императрицы Екатерины II, Санкт-Петербург
e-mail: ser86979392@yandex.ru
Федеральная образовательная программа общего среднего образования упоминает об использовании дискуссии в образовательном процессе эпизодически. Коммуникация рассматривается как средство, обеспечивающее формирование универсальных учебных действий (УУД). Коммуникативная деятельность отличается от коммуникативных действий по признаку мотива, в основе которого лежит потребность в коммуникации, развитой у современной молодежи больше, чем познавательная потребность. В статье обосновывается необходимость перенесения коммуникативной деятельности обучающихся в класс (учебную аудиторию) и наполнения ее содержания учебной информацией. Такой подход диктует необходимость работы, основанной на дискуссии, в которой коммуникативная активность участников достигает максимума. На основе концепции дискурсов Ж. Лакана (дискурс Мастера, университетский дискурс, дискурс истерика, дискурс аналитика) и практики дебатирования в современной американской университетской культуре анализируются возможности применения разных форм дискурса в разного рода дискуссиях и вариантов их использования в образовательном процессе. Материалы сопровождаются краткой ретроспективой использования дискуссии в государственной и военной политике, и делается вывод о необходимости более широкого внедрения дискутирования (дебатирования) в образовании для формирования способности к коммуникативной деятельности в рамках УУД.
Ключевые слова: универсальные учебные коммуникативные действия, коммуникативная деятельность, дискурс, дискуссия, обучение, воспитание.
Литература
- Караулов Ю.Н., Филиппович Ю.Н. Лингвокультурное сознание русской языковой личности: моделирование состояния и функционирования. М.: Азбуковник, 2009. 354 с.
- Кларин М.В. Дискуссия в образовательном процессе // Народное образование. 2015. № 5. С. 139–151.
- Кларин М.В. Дискуссия живая и виртуальная // Школьные технологии. 2015. № 1. С. 59–77.
- Клинберг Л. Проблемы теории обучения: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1984. 256 с.
- Кожаринова А.Р. Массовая коммуникация как взаимодействие дискурсов: аналитический потенциал теории четырех дискурсов Ж. Лакана // Культура и общество. 2019. № 2. С. 157–165.
- Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1986). Т. 2. 1917–1922. 9-е изд., доп. и испр. М.: Политиздат, 1983.
- Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. М.: Гнозис, 2002. 284 с.
- Макаренко А.С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 2. М.: Педагогика, 1984. С. 117.
- Поздеева С.И. Учебная дискуссия в начальной школе как форма развития коммуникативных универсальных учебных действий // Человек и образование. 2019. № 1 (58). С. 81–85.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru›Document/View/ (дата обращения: 27.11.2023).
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. 288 с.
- Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 10 ноября 2022 г. [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru›acts/bank/48502 (дата обращения: 27.11.2023).
- Фрунзе М.В. Избранные произведения. М.: Воениздат, 1984.
- Гриффин, Эм. Коммуникация: теории и практики / пер. с англ. Харьков: Гуманитарный Центр, 2015. С. 270–282.
- «Зимняя война»: работа над ошибками (апрель–май 1940 г.). Материалы комиссий Главного военного совета Красной армии по обобщению опыта финской кампании. М.; СПб.: Летний сад, 2004.
- Fink B. The Lacanian Subject: Between Language and Jouissance. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1997.
- Llano Stephen. The Relationship between Facts, Debate, and Education. Academia Letters, 2021. [Электронный ресурс] URL: http://academia.edu›44990751/The_Relationship_between_ (дата обращения: 27.11.2023).
- Three discourses of American debate (with a glimpse toward a fourth) Stephen M. Llano. [Электронный ресурс] URL: http://stjohns.academia.edu/Stephenllano (дата обращения: 27.11.2023).