Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

«Третья миссия» университета в контексте взаимодействия академического сообщества и НКО-сектора

Е.Г. Харитонова
80,00 ₽

УДК 378+061.2

DOI 10.20339/AM.12-23.071

 

Е.Г. Харитонова,

канд. ист. наук,

начальник отдела научно-исследовательской работы

Филиал Российского государственного профессионально-

педагогического университета в г. Нижнем Тагиле (НТГСПИ)

e-mail: onir_ntgspi@mail.ru

 

В статье актуализируется проблема «третьей миссии» университетов. Обращаясь к соответствующим зарубежным и отечественным научным работам, автор рассматривает определение «третьей миссии» и предлагает остановиться на особенностях реализации «третьей миссии» российскими вузами — социальной направленности отечественных университетов, на взаимодействии с НКО-сектором и отказе от коммерческого понимания «третьей миссии».

В рамках развития научной концепции «третьей миссии» университетов предпринимается попытка обосновать необходимость включения в состав «третьего элемента» (социальная составляющая / социальная вовлеченность вуза) дополнительного критерия — разработка и внедрение в учебные программы современных российских вузов курсов/предметов, направленных на изучение различных форм общественной активности граждан (будь то волонтерская деятельность или участие в работе общественных организаций). По мнению автора, именно наличие данного показателя в работе современных вузов сделает концепцию «третьей миссии» более полной, всесторонней и законченной.

Теоретический материал статьи иллюстрируется примерами из практики с использованием социологических методов исследования. Автор провела опрос студентов вуза дневной и заочной форм обучения, окончивших учебный курс «Социология НКО». Результаты исследования характеризуются актуальностью и научной новизной, внедрены в учебные курсы университетов для содействия гармоничному взаимодействию академического и НКО-сообщества, а следовательно, и успешной реализации «третьей миссии» университетов.

Ключевые слова: высшее образование, «третья миссия» университета, НКО-сектор, академическое сообщество.

 

Литература

 

  1. Etzkowitz, Henry and Leydesdorff, Loet. The Triple Helix — University–Industry–Government Relations: A Laboratory for Knowledge-Based Economic Development (January 1, 1995) // EASST Review. 1995. Vol. 14. No. 1. Р. 14–19. URL: https://ssrn.com/abstract=2480085
  2. Montesinos P., Carot J-M., Mora F. Third Mission ranking for world class universities: Beyond teaching and research // Higher Education in Europe. 2008. Vol. 33 (2-3). P. 195–199.
  3. Wu W., Zhou, Y. The third mission stalled? Universities in China’s technological progress // The journal of technology transfer OnlineFirst. 2011. October. P. 10–16.
  4. Dan M.C. The Third Mission of Universities in the Development Strategy of Vienna City-Informatica // Economica. 2012. Vol. 16. No. 4. Р. 49–56.
  5. Cosenz F. Adopting a Dynamic Performance Governance Approach to Frame Interorganizational Value Generation Processes into a University Third Mission Setting // Governance and Performance Management in Public Universities. Springer, Cham, 2022. P. 87–108.
  6. Compagnucci L., Spigarelli F. The Third Mission of the University: A Systematic Literature Review on Potentials and Constraints // Technological Forecasting and Social Change. 2020. Vol. 161. P. 1–30.
  7. Schnurbus V., Edvardsson I.R. The Third Mission among Nordic Universities: A Systematic Literature Review // Scandinavian Journal of Educational Research. 2022. Vol. 66. No. 2. P. 238–260.
  8. Berghaeuser H., Hoelscher M. Reinventing the Third Mission of Higher Education in Germany: Political Frameworks and Universities’ Reactions // Tertiary Education and Management. 2020. Vol. 26. No. 1. P. 57–76.
  9. Knudsen M.P., Frederiksen M.H., Goduscheit R.C. New Forms of Engagement in Third Mission Activities: A Multi-Level University-Centric Approach // Innovation. 2021. Vol. 23. No. 2. P. 209–240.
  10. Три миссии университета : образование, наука, общество / ред. кол.: В.А. Садовничий и др. М.: МАКС Пресс, 2019. 440 с.
  11. Симонян А.Г., Григорян А.К., Бударян А.С. Ереванский государственный университет: стратегия развития и новая модель единства образования и производства // Три миссии университета : образование, наука, общество / ред. кол.: В.А. Садовничий и др. М.: МАКС Пресс, 2019. 440 с. С. 376–389.
  12. Салихов Н.Н. Российско-Таджикский (Славянский) университет: воплощение идей евразийского образования // Три миссии университета : образование, наука, общество / ред. кол.: В.А. Садовничий и др. М.: МАКС Пресс, 2019. 440 с. С. 369–375.
  13. Садыков К.Ж. Служение развитию страны и укреплению евразийского сотрудничества — миссия университета // Три миссии университета : образование, наука, общество / ред. кол.: В.А. Садовничий и др. М.: МАКС Пресс, 2019. 440 с. С. 354–362.
  14. Балмасова Т.А. Третья миссия университета в условиях модернизации российского образования // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по мат. 55 Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2015. С. 36–41.
  15. Бараблина С.В., Мехришвили Л.Л. Социальная ответственность: роль высших учебных заведений // Вестник международных организаций. 2012. № 1 (36). С. 203–218.
  16. Медушевский Н.А. Интерпретация третьей роил университетов на современном этапе // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2016. № 3. С. 19–31.
  17. Карпов А.О. Университеты в обществе знаний: теория творческих пространств // Вопросы философии. 2018. № 1. С. 17–29.
  18. Головко И.В. Третья миссия университета и модель многопользовательского управления для регионального развития // Comparative politics. Russia. 2018. Vol. 9. No. 1. Р. 5–7.
  19. Перфильева О.В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций. 2011. № 1 (32). С. 133–144.
  20. Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов. DOI: 10.15393/j5.art.2013.1949 // Непрерывное образование: XXI век: научный электронный журнал. 2013. Вып. 1. C. 1–13. URL: http://elibrary.petrsu.ru/books/50206 (дата обращения: 10.10.2023).
  21. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э. «Третья миссия» университетов как предмет научного анализа // Вестник Вятского государственного университета. 2020. № 2 (136). С. 17–22.
  22. Зиневич О.В., Балмасова Т.А. «Третья миссия» и социальная вовлеченность университетов: к постановке проблемы // Власть. 2015. № 6. С. 67–72.
  23. Бурмыкина И.В., Богомолова А.В. Зарубежная практика проектного подхода в реализации взаимодействия университетов и некоммерческих организаций // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 12 (80). С. 15–20.
  24. Дремова О.В., Щеглова И.А. Третья миссия университетов в России: тренд на (не)коммерциализацию? // Университетское управление: практика и анализ. 2022. № 26 (2). С. 27–37.
  25. Университеты — гражданскому обществу: Сб. матер. для участников Всерос. конф. «Университеты как центры развития гражданского общества» 28 октября 2019 г. / сост. и общ. ред. О.В. Коротеева, Е.Ю. Ветрова, А.В. Баранов и др. М.: ИП Баркова В.Н., 2019. 350 с.