Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Психолого-педагогические основы развития гражданской идентичности в процессе профессионального образования в высшей школе

О.Б. Михайлова, С.И. Кудинов, С.С. Кудинов
80,00 ₽

УДК 378

DOI 10.20339/AM.12-23.048

 

О.Б. Михайлова,

канд. пед. наук, доцент

кафедры психологии и педагогики

 филологический факультет

Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, г. Москва

SPIN-код: 6042-4171, ORCID: 0000-0001-5046-1452,

e-mail: olga00241@yandex.ru

С.И. Кудинов,

д-р психол. наук, профессор

 кафедры психологии и педагогики

филологический факультет

Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, г. Москва

SPIN-код: 3802-0303, ORCID: 0000-0002-2117-6975,

e-mail: rudn.tgu@yandex.ru

С.С. Кудинов,

канд. психол. наук, доцент

кафедры психологии и педагогики филологический факультет

Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, г. Москва

SPIN-код: 4371-9076, ORCID: 0000-0002-1515-8754

e-mail: kudinov84stas@yandex.ru

 

Формирование и развитие гражданской идентичности — важные задачи системы образования и воспитания молодежи. Современное образование сталкивается с серьезными вызовами и проблемами формирования социальной и гражданской идентичностей у подрастающего поколения. Цель данной статьи — провести теоретический анализ методологических основ формирования гражданской идентичности и представить основные направления и этапы ее развития в учебном и внеучебном образовательном процессе в высшей школe.

В содержании статьи обосновывается необходимость научной разработки данного явления на основе психолого-педагогической методологии. Рассматриваются проблемы формирования гражданской идентичности в российских и зарубежных исследованиях. Авторами представлен теоретический анализ понятий «гражданское воспитание» и «гражданская идентичность» как полинаучных и междисциплинарных категорий, на основании которых сконструирована структура гражданской идентичности личности, состоящая из когнитивного, эмоционального, ценностного и поведенческого компонентов.

Новизна исследования состоит в том, что на основании проведенного теоретического анализа в работе выделены и проиллюстрированы в виде модели основные маркеры сформированности гражданской идентичности, ориентация на которые позволяет разработать и внедрить в образовательный процесс воспитательные технологии, сопровождающие развитие гражданской идентичности у современной молодежи. В содержании статьи выделены и обоснованы основные этапы и формы развития гражданской идентичности студентов на разных стадиях обучения. 

В заключении отмечается, что процесс гражданского самоопределения молодежи является стратегически важной целью формирования безопасности российского государства. Особая роль и миссия в реализации технологии формирования гражданской идентичности отводится преподавателю. Безусловно, для реализации воспитательных технологий необходимо прежде всего работать с педагогическим корпусом представителей высшей школы, с гражданским самосознанием профессорско-преподавательского состава, который формирует и развивает человеческий капитал будущих поколений страны.

Ключевые слова: гражданская идентичность, структура гражданской идентичности, студенты, преподаватели, высшая школа.

 

Литература

  1. Смирнов В.А. Молодежная политика и воспитательная деятельность в российских университетах: этапы развития и ключевые противоречия // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 9–20. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-9-20
  2. Бордовский Г.А. Проблемы и задачи высшего педагогического образования на современном этапе развития страны // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6. С. 9–18. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-9-18
  3. Кузнецов В.В. Философское содержание понятий «гражданин» и «гражданское воспитание» в свете разработки концепции и теорий гражданского воспитания // Инновационные проекты и программы в образовании, 2020. № 5 (71). С. 67–73. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44784442
  4. Михайлова О.Б. Роль гражданской и профессиональной идентичности в становлении инновационного потенциала личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 4 (55). С. 22–25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21079618
  5. Максимова Л.Ю., Рябова И.В. Концептуализация феноменов гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности и гражданской компетентности как компонентов гражданской направленности личности // Мир образования — образование в мире. 2020. № 2 (78). С. 146–162. DOI: 10.51944/2073-8536_2020_2_146
  6. Максимова С.Г., Омельченко Д.А., Ноянзина О.Е. Социальная активность и гражданская идентичность населения как важнейшие характеристики гражданского общества в современных сибирских регионах // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2020. № 5 (102). С. 44–56. DOI: 10.22204/2587-8956-2020-102-05-44-56
  7. Акимова М. К. Персиянцевва С.В. Роль гражданской идентичности в структуре социального капитала // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. Ч. 2. С. 16–23. EDN: UHAIEZ URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11812.
  8. Лепшокова З.Х., Татарко А.Н. Удовлетворенность жизнью, гражданская идентичность и аккультурационные ожидания принимающего населения Москвы // Общественные науки и современность. 2019. № 4. С. 147–157. DOI: 10.31857/S086904990005822
  9. Jovanović D. Dualna Priroda Srpskog Nacionalnog Identiteta. В “Весне Кнежевич-Предич” (ред.). Politički identitet Srbije u globalnom i regionalnom kontekstu (PDF). Univerzitet u Beogradu. Fakultet političkih nauka. 2015. P. 51–60. URL: https://www.ceeol.com/search/chapter-detail?id=475164 (accessed on: 20.09.2023). (In Serbian., abstract in Eng.)
  10. Базич Й.Р. Реконструкция сербской национальной идентичности в XX веке // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2019. Т. 5. № 3. С. 16–24. DOI: 10.18413/2408-932X-2019-5-3-0-2
  11. Wygnańska J. Between Political Myths, Dormant Resentments, and Redefinition of the Recent History: A Case Study of Serbian National Identity // Qualitative Sociology Review. 2021. № 17 (2). P. 38–68. DOI: 10.18778/1733-8077.17.2.03
  12. Мировиh А. Етнички и/или грађански идентитет, традиција и/или модерност // Politička revija. 2008. № 4. C. 1383–1428. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ips.ac.rs/publications/etnicki-i-ili-gradjanski-identitet-tr.../(дата обращения: 20.09.2023).
  13.  Максич С., Спасенович В. Как результаты педагогических исследований (не) используются в сербском образовании // Грани познания. 2015. № 7 (41). P. 65–73. EDN: VKDBMR. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25413239 (дата обращения: 20.09.2023).
  14. Болдин В.А., Палитай И.С., Яковлева А.Ф. Славяне или Европейцы? Молодежь Болгарии и Сербии в условиях идейно-ценностных трансформаций идентичности // Политическая наука. 2023. № 2. С. 234–253. DOI: 10.31249/poln/2023.02.10
  15. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 2 / АПН СССР. М.: Педагогика,1988. 492 с.
  16.  Иванова С.В., Пастухова Л.С. О понятии «гражданская идентичность» и путях ее формирования о молодежи // Философия образования. 2018. № 3 (76). С. 3–18. DOI: 10.15372/PHE20180301
  17. Асмолов А.Г., Битюцкая Е.В., Братусь Б.С., Леонтьев Д.А., Ушаков Д.В. Диалоги о/в поле смыслов: к 120-летию со дня рождения Алексея Николаевича Леонтьева // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2023. Т. 46. № 2. С. 5–22. DOI: 10.11621/LPJ-23-13
  18. Накохова Д.Х. Социально-психологические детерминанты формирования гражданской идентичности у студенческой молодежи Карачаево-Черкесии: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2018. EDN: HOLSGR
  19. Гальченко А.С. Психологические детерминанты формирования гражданской идентичности у старшеклассников: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2021. EDN: RRFYCQ
  20. Кожанов И.В. Диагностика сформированности гражданской идентичности у студентов // Фундаментальные исследования. 2014. № 6–7. С. 1504–1508. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21650412_57437264.pdf (дата обращения: 10.10.2023).
  21. Djokic A., Pichelin G. The role of civic identity in the evolution of relations between Serbian and Croatian civil societies // RUDN Journal of Political Science. 2021. Т. 23. № 4. pp. 675-691. DOI: 10.22363/2313-1438-2021-23-4-675-691
  22. Johnson М. Understanding college students’ civic identity development: A grounded theory. Journal of Higher Education Outreach and Engagement. 2017. Vol. 21. No. 3. P. 31–59. URL: https://openjournals.libs.uga.edu/jheoe/article/view/1344/1341/ (дата обращения: 20.10.2023)
  23. Шиняева О.В., Ахметшина Е.Р. Профессиональная и гражданская идентичность преподавателей российских вузов: поколенческие различия // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2023. № 1. С. 162–175. DOI: 10.24412/2071-6141-2023-1-162-175
  24. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал. 2023. 320 с.
  25. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. Монография. Москва.: Педагогическое общество России, 2002. 508 c. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000973161?ysclid=loy4lniou713354198 (дата обращения: 13.1.0.2023).

 

 

Благодарности. Работа выполнена при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках Государственного задания ФССП – 2023 – 0029.